Экономика

30 сентября 2010, 19:33

Путин предложил застраховать всех пассажиров

Фото: Владимир Шпрингель/ВЗГЛЯД

Премьер-министр Владимир Путин поддержал введение обязательного страхования пассажиров на всех видах транспорта. При этом он подчеркнул: страховка не должна повлиять на стоимость проезда. По мнению экспертов, задача трудновыполнимая. Впрочем, пассажиры могут и не заметить изменения цены билета.

В четверг премьер-министр Владимир Путин провел заседание президиума правительства, на котором в том числе рассматривался проект об обязательном страховании ответственности на транспорте.

Билеты, если и подорожают, то незначительно

Путин сообщил, что для защиты интересов пассажиров механизм страхования предлагается распространить на все виды транспорта: железные дороги, морские суда, автобусы, метрополитен и другие. По мнению премьера, «это создаст дополнительные стимулы для того, чтобы транспортные компании вкладывали дополнительные средства в повышение безопасности перевозок».

При этом цена билетов вырасти не должна. «Особо отмечу, что введение обязательного страхования не должно отразиться на стоимости проезда», цитирует Путина ИТАР-ТАСС.

Премьер заметил, что «и сейчас транспортные компании взимают различные сборы с пассажиров». Только вот размеры выплат по страховке «недостаточные», а процедуры получения денег «порой выглядят просто издевательски».

Напомним, обязательное страхование пассажиров железнодорожного и водного транспорта в России отменили еще в мае 2006 года. Минюст зарегистрировал перечень подлежащих отмене документов, куда вошел указ президента от 1992 года об обязательном страховании пассажиров. Устаревший указ, хотя и был социально направленным, вызывал много критики. Предельный размер возмещения составлял всего каких-то 12 тыс. руб.

#{help=436466}

Сейчас же пассажиры автомобильного и авиационного транспорта имеют определенную защиту в рамках закона об ОСАГО и Воздушного кодекса. Между тем пригородные электрички, водный транспорт внутригородского сообщения, переправы и метрополитен, который, заметим, перевозит более 3,5 млрд человек в год, вообще выпали из системы страхования.

Согласно новому законопроекту, подготовленному Минтрансом и представленному на президиуме правительства, страховые суммы для рисков причинения вреда жизни или здоровью на общественном транспорте будут такими же, как и для пассажиров на воздушном транспорте. Так, в случае наступления смерти компенсация составит не менее 2,025 млн рублей, за причинение вреда здоровью не менее 2 млн рублей, еще как минимум 23 тыс. рублей предусмотрено за причинение вреда имуществу.

По расчетам Минтранса, прогнозируемая величина страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика в расчете на одного пассажира составит от 0,010,16 рубля на трамвайном транспорте до 7,3035,59 рубля на морском транспорте.

Выплаты страхового возмещения будут жестко регламентированы. Страховщик должен будет выплатить всю денежную сумму в течение 30 дней со дня предоставления потерпевшим всех необходимых документов. К слову, перечень документов определит правительство. Помимо этого госорган установит минимальный и максимальный пороги страховых тарифов, здесь все будет зависеть от вида транспорта.

По мнению ведущего консультанта компании «ФинЭкспертиза» Дмитрия Ширяева, расходы на страховку, скорее всего, лягут на плечи самих пассажиров.

«Озвученный премьеров вариант экономически нежизненный», заявил эксперт газете ВЗГЛЯД. В лучшем случае, считает он, снизится прибыль компаний. Ширяев предположил, что вначале транспортные компании «проявят уважение» к главе правительства и сразу после введения обязательного страхования цены не повысят. «Но чуть позже у них точно появятся для этого причины, «не связанные со страхованием». К примеру, топливно-энергетическая составляющая, инвестпрограммы и прочее», сказал он.

С этим мнением согласен и аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский. Если правительство попытается заставить платить за страховку перевозчиков, те, в свою очередь, заложат ее стоимость в стоимость проезда.

«Сообщалось, что после принятия закона, цена билета может вырасти на 5%. И похоже, что это еще весьма оптимистичная оценка. По нашим прогнозам и 10% не предел для страховых компаний, некоторые из которых, как известно, тесно аффилированы с крупными перевозчиками», пояснил аналитик.

Прогнозируемый объем рынка обязательного страхования ответственности перевозчиков перед пассажирами с предлагаемыми в законопроекте лимитами примерно 10 млрд рублей, добавляет директор департамента страхования транспортных и морских рисков компании «АльфаСтрахование» Елена Лукьянова.

«Насколько это окажется интересным для страховщиков, будет зависеть от окончательного содержания законопроекта, правильного расчета основных величин, системы базовых тарифов и установленных принципов тарификации», рассказала она газете ВЗГЛЯД.

При этом Лукьянова считает, что застраховать всех пассажиров без подорожания билетов «в принципе реально», но только в том случае, если будет отлажен механизм контроля наличия у каждого перевозчика такого договора страхования.

«Билеты, если и подорожают, то незначительно, считает она. Есть примерные расчеты нагрузки на один билет по различным видам транспорта. В рамках обычной инфляции это подорожание не будет выделяться». Лукьянова не исключает, что часть нагрузки смогут взять на себя федеральные и региональные бюджеты, тем более что и сейчас действуют подобные программы дотаций и компенсаций.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Лидера группы «Коррозия металла» задержали в нижегородском клубе «Ненависть»
Темы дня

Брошенные фабрики Bosch и Ariston заработают без западных хозяев

Италия недовольна передачей российских активов Ariston во временное управление «дочке» Газпрома, которая также получила и производственные мощности Bosch. Работа фабрик этих двух концернов в России была приостановлена после начала СВО. Почему же решение передать управление фактически брошенными заводами российской компании вызвало негативную реакцию Рима и как будет действовать Москва с другими простаивающими активами компаний из недружественных стран?

Почему армяне готовы отдать свою землю Азербайджану

В Армении бушуют протесты против процесса делимитации границ и передачи Азербайджану нескольких сел в регионе Тавуш. Однако есть основания полагать, что вскоре они утихнут, а армянское общество смирится с пораженческой логикой Пашиняна. В чем именно состоит эта логика и почему армяне больше не хотят с оружием в руках бороться ни за свою историю, ни за свою родную землю?

Власти Подмосковья предупредили об опасности сбитых БПЛА после схода снега

В США обнаружили погубившую все великие империи проблему

Американские бомбы GLSDB оказались бесполезны на Украине

Новости

В ФРГ дали ответ на призыв Китая к расследованию подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Германии стандартным ответом отреагировало на призыв КНР к скорейшему началу международного расследования под эгидой ООН теракта на газопроводе «Северный поток».

Таджикистан рекомендовал гражданам на время воздержаться от поездок в РФ

Министерство иностранных дел Таджикистана рекомендовало гражданам республики временно воздержаться от поездок в Россию.

ЕС призвал Россию отменить решение по Bosch и Ariston

Европейский союз выступил с требованием к России пересмотреть решение о передаче под временное управление активов ряда немецких и итальянских компаний, об этом говорится в заявлении, распространенном в субботу внешнеполитической службой ЕС.

Скончался народный артист России Василий Решетников

Народный артист России Василий Решетников ушел из жизни на 75-м году после продолжительной болезни.

Уровень безработицы в России в марте обновил исторический минимум

Уровень безработицы в России в марте 2024 года продолжил снижение и достиг исторического минимума в 2,7%, сообщает Росстат.

Шольц: С ракетами Taurus на Украину надо будет отправить немецких военных

Канцлер Германии Олаф Шольц отверг возможность передачи дальнобойных ракет Taurus Киеву, так как в этом случае надо будет отправить на Украину военных бундесвера.

Блогера-самбиста с Украины арестовали за избиения жителей Ростовской области

Суд Ростовской области отправил под стражу 17-летнего подростка, который нападал на прохожих на улицах, сообщает пресс-служба СК РФ по региону.

Священник призвал не заваривать освященные ветки вербы

В преддверии Вербного воскресенья, которое православные христиане отметят 28 апреля, руководитель информационной службы Московской епархии протоиерей Александр Волков разъяснил верующим смысл освящения вербных веток.

На аэродроме Остафьево в Москве подожгли вертолет

Неизвестные лица в ночь на 26 апреля подожгли вертолет на аэродроме Остафьево на юго-западе Москвы, сообщили СМИ со ссылкой на источники в МВД и территориальном отделе полиции.

Арестован бывший подчиненный экс-замглавы Минобороны Иванова

Басманный суд Москвы арестовал бывшего подчиненного экс-заместителя министра обороны России Тимура Иванова, следует из картотеки суда.

Россия готова вернуться к переговорам о поставках Су-35 в Индонезию

Россия готова возобновить переговоры с Индонезией о закупке истребителей Су-35, заявил военный атташе посольства РФ в Индонезии полковник Максим Лукьянов.

В МИД объяснили проверки иностранных граждан на российской границе

Россия ужесточила пограничный контроль в связи с сохранением террористической угрозы, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?