Московское управление Федеральной антимонопольной службы обнаружило признаки нарушения антимонопольных требований закона «О торговле» в договорах столичных производителей хлеба с торговыми сетями, говорится на сайте ФАС России.
В настоящее время Московское УФАС России возбудило дело в отношении ООО «Атак» и ООО «Ашан» (входят во французскую группу Auchan, управляют в России супер- и гипермаркетами «Атак» и «Ашан»).
Эти торговые сети, по мнению антимонопольной службы, дискриминируют московские хлебозаводы. «В договорах, заключенных ими с московскими хлебозаводами, усматриваются дискриминационные условия по отношению к последним», – подчеркивается в сообщении.
По мнению УФАС, условия договоров могли привести к дополнительным необоснованным расходам производителей продуктов питания, а, следовательно, к увеличению стоимости продукции.
Служба уточняет, что к анализу договоров с сетями ФАС приступила в рамках расследования возможного сговора столичных хлебозаводов, которые были заподозрены в согласованном повышении цен на хлеб на 10–20% в начале августа 2010 года.
Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, ряд столичных комбинатов в начале августа поднял отпускные цены на свою продукцию. В частности, менеджер по продажам ОАО «Хлебокомбинат «Пролетарец» рассказала, что отпускные цены хлебокомбинат был вынужден поднять с 4 августа из-за роста стоимости муки. «Сырье подорожало, поэтому и мы цены подняли в среднем на 15–20%», – отметила она.
По данным Российской гильдии пекарей и кондитеров, доля сырья и материалов в стоимости хлеба занимает 41%. Остальное – аренда, ЖКХ, транспортные услуги, налоги и т.д. При этом прибыль самих пекарей в структуре стоимости хлеба составляет всего 3%.
В компании «Атак» газете ВЗГЛЯД заявили, что к ним уведомление УФАС относительно данного дела не поступало, а значит, и комментировать нечего. Впрочем, собеседница газеты отметила, что наценка торговой сети на хлеб «минимальна, так как это социально значимый товар». Что касается договоров с хлебозаводами, то они «соответствуют правилам закона о торговле», заверили в компании. К слову, поправки в закон о торговле, которые регламентируют отношения торговых сетей и поставщиков товаров, неоднократно вызывали критику. Считается, что этот закон нарушает свободу контракта, обязывая контрагентов заключать договоры по строго определенным правилам с определенной выгодой.
Позиция УФАС не совсем ясна, говорит старший юрист юридической компании «Налоговик» Николай Дубровин. Конкретные условия договора, которые признаны дискриминационными, не названы. «Если принять на веру заявление ФАС, торговые сети являются инициаторами необоснованного повышения отпускной цены на хлеб, что нелогично», – полагает эксперт.
Юрист предполагает, что представители антимонопольного ведомства усмотрели в договоре какие-то обязательства периодичности поставок хлебопродукции, которые можно было бы изменить в сторону увеличения поставляемой партии и на этом сэкономить.
«Но тут очевидна забота о потребителе хлеба, стремление иметь на прилавке свежий продукт», – подчеркнул Дубровин.