Минэкономразвития России не выполнило задачи обеспечения достоверного макроэкономического прогнозирования в 2009 году. Об этом в пятницу сообщил заместитель главы Счетной палаты (СП) РФ Валерий Горегляд, выступая на коллегии СП, посвященной отчету контрольного ведомства об исполнении федерального бюджета за 2009 год.
По ВВП отклонение прогноза составило 14,6 процентного пункта при допустимом значении не более 0,5 процентного пункта
«По ВВП отклонение прогноза составило 14,6 процентного пункта при допустимом значении не более 0,5 процентного пункта. По инфляции отклонение составило 0,3 процентного пункта при допустимом значении 0, по реальным располагаемым доходам населения – 0,2% отклонение, а по инвестициям отклонение прогноза составило 30,8 процентного пункта при допустимом уровне 1,5%», – рассказал Горегляд, передает ПРАЙМ-ТАСС.
Напомним, Министерство экономического развития неоднократно меняло свой прогноз падения российской экономики в 2009 году. Изначально МЭР заявляло о снижении этого показателя на 2,2%, однако в мае глава ведомства Эльвира Набиуллина сделала более пессимистичный прогноз. Она сочла, что экономика упадет на 6–8%.
В середине июня с пессимистичными заявлениями выступил и заместитель министра экономического развития Андрей Клепач, заметивший, что попадание в этот промежуток для российского ВВП по итогам года станет «героическим поступком».
В итоге российский ВВП, согласно данным Росстата, сократился за 2009 год на 7,9%, инфляция выросла на 8,8%. Спад инвестиций в 2009 году составил 16,2% (в сопоставимых ценах). Рекордное падение было зафиксировано в мае 2009 года, в июне спад инвестиций достиг 19,5% в годовом выражении. В 2010 году Минэкономразвития прогнозирует рост инвестиций в основной капитал на 2,9%.
Также Горегляд отметил, что в прошедшем году Минэкономразвития приостановило разработку сводного доклада об основных направлениях деятельности правительства РФ, что привело к тому, что многие статьи закона о федеральном бюджете не исполнялись или исполнялись не полностью. В результате в течение 2009 года правительству пришлось дважды вносить изменения в основные характеристики бюджета.
Замглавы Счетной палаты также обратил внимание на необходимость повышения эффективности управления государственными ресурсами. Дело в том, что в 2009 году не в полном объеме были исполнены планы по поступлению в бюджет налоговых доходов, при этом министерства использовали не все имеющиеся резервы для поступления доходов в бюджет.
При этом Горегляд признал, что «есть министерства, перевыполнившие планы поступлений доходов, в частности Минфин, но значительное количество министерств свои задания по доходам существенно не выполнили».
Недостаточно эффективно в 2009 году использовались и внешние заимствования. Они были сокращены по сравнению с 2008 годом на 31,2%, однако использованы были только 34,1% от объема, установленного программой государственных внешних займов на 2009 год.
Говоря о неэффективном управлении государственной собственностью, Горегляд признал, что «в этом плане 2009 год выбивается на фоне остальных лет».
Эксперты считают, что цифры, которые озвучила Счетная палата, в целом свидетельствуют о низкой эффективности государственного управления в России. «Такие отклонения во многом объясняются тем, что у правительства не было четкой программы по борьбе с последствиями мирового экономического кризиса», – считает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» / Morison International Ирина Воробьева.
Вместе с тем, учитывая частоту, с которой МЭР меняло макроэкономические прогнозы, весьма сложно дать оценку их исполнения. «И все же отклонения, которые приводит Счетная палата, представляются чересчур завышенными, особенно по части ВВП», – сказал главный аналитик ФГ «Калита-Финанс» Андрей Ганган.
Эксперт отмечает, что тут все зависит от того, с какими прогнозами ведомство Степашина сравнивало фактические макроданные за 2009 год. К примеру, если в Счетной палате за основу брали прогнозы МЭР, озвученные в 2008-м или в начале 2009 года, то отклонения действительно будут весьма сильными, если же проводить сравнение с уточненными цифрами, которые министерство пересматривало во второй половине 2009-го, то искажение будет менее значимым.
«Поэтому отчасти подход Счетной палаты можно считать субъективным, а в оправдание Министерства экономики надо заметить, что прошлый год являлся, пожалуй, самым «нестандартным» периодом за последнее десятилетие не только для России, но и для всего мирового сообщества», – заметил Ганган.
Воробьева также добавила, что макроэкономические прогнозы в США, в странах Европы тоже постоянно корректируются из-за обнаружения новых негативных тенденций. «Однако в России ситуация усугубляется еще и сырьевой направленностью нашей экономики и высокой зависимостью от конъюнктурных факторов», – сказала она.