Президент Белоруссии Александр Лукашенко признает наличие проблем с Россией по вопросу строительства белорусской АЭС и не исключает возможности отказа от услуг российской стороны в этом проекте.
Да, существуют проблемы. Следует подумать о другом инвесторе, мы никогда не сбрасывали эту тему со счетов
«Да, существуют проблемы. Следует подумать о другом инвесторе, мы никогда не сбрасывали эту тему со счетов», – заявил Лукашенко, цитирует «Интерфакс».
Лукашенко сказал, что Минск удовлетворял все требованиями российской стороны. «Мы работали с россиянами, мы исходили из того, как они пообещали. Они настоятельно требовали от нас, чтобы они строили эту станцию», – сказал белорусский президент.
При этом, заявил Лукашенко, «мы со многими инвесторами были в контакте, но решили в пользу России». Затем, продолжил глава государства, «из-за чистых субъективных факторов нас начали придавливать».
Между тем еще на прошлой неделе первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявлял, что, по расчетам белорусской стороны, пакет соглашений между Белоруссией и Россией по строительству АЭС будет подписан не позднее конца сентября текущего года. «Все документы подготовлены, но есть ряд моментов, которые нуждаются в дополнительном согласовании. Россия пока не идет на подписание пакетных соглашений, потому что есть неурегулированные моменты. Они несложные, и я думаю, что в августе – сентябре, возможно, мы документы подпишем», – сказал первый вице-премьер Белоруссии.
Однако речь не идет о создании СП по сбыту электроэнергии, которая будет вырабатываться на АЭС. Напомним, российская сторона одним из условий подписания пакета соглашений выдвигает создание СП по организации сбыта электроэнергии, которую будут производить на белорусской АЭС.
При этом Россия хочет получить в сбытовом СП не менее половины всего пакета акций. Таким образом, Москва претендует и на 50% доходов от сбыта электроэнергии, которая будет вырабатываться белорусской АЭС, в случае ее строительства за счет российского кредита.
Вместе с тем эксперты считают, что Белоруссия сама затягивает переговоры, поскольку она не желает делиться половиной сбытового СП с Москвой. «Переговоры сейчас будут всячески затягиваться. Россия хочет, чтобы в сбытовой структуре у нее был контроль, что не устраивает Минск. СП поможет организовать контроль всей цепочки – от генерации до сбыта. Если этого не будет, то Россия будет менее заинтересована в проекте строительства АЭС и не станет соглашаться на то, что предложили белорусы», – рассуждает Гуляев.
С другой стороны, этот проект был бы важен России, поскольку в этом случае у нее появилась бы возможность с белорусской территории поставлять электричество в Калининград, Латвию и Литву. «Будущая АЭС встанет в ту же самую коммерческую нишу, в которой раньше находилась Игналинская АЭС, которая являлась единственной АЭС в странах Прибалтики. Они даже расположены поблизости», – комментирует директор минского Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов.
Только потребность Литвы составляет 11,5 млн МВт/ч, причем до 6 млн МВт/ч выработают литовские электростанции, 0,5 млн МВт/ч – ветряные станции, а остальную часть приходится импортировать. Игналинская АЭС до закрытия обеспечивала до 70% необходимой Литве электроэнергии.
Напомним, белорусские власти планируют построить АЭС в Гродненской области, в нескольких десятках километров от границы с Литвой. Станция включит в себя два блока общей мощностью 2,4 тыс. МВт.
Первый, как ожидается, будет введен в действие в 2016 году, второй – в 2018 году. Генеральным подрядчиком строительства определено российское ЗАО «Атомстройэкспорт».
Белоруссия рассчитывает получить российский кредит на строительство АЭС в размере, достаточном не только для возведения технологических объектов, но и для создания социально-бытовой сферы. Приблизительно эта сумма оценивается в 9 млрд долларов.