Угроза судами
Украина потеряла минимум 25,3 млн долларов в результате проведения непрозрачного конкурса по продаже 76% акций Лугансктепловоза. Об этом в пятницу на пленарном заседании Верховной рады заявил вице-премьер Украины Сергей Тигипко.
#{image=main}«Украина потеряла минимум 200 млн гривен. Я считаю, что это абсолютно непрозрачно и неправильно», – цитирует Тигипко «Интерфакс». По его словам, после проведенного конкурса «снова будут суды и возвраты».
Это уже не первый выпад Тигипко в сторону России. Как заявил в среду вице-премьер Украины, конкурс по продаже 76% акций этой компании был «непрозрачным».
«Я беру свои слова обратно. В данном случае, с учетом новых факторов, я считаю, что приватизация Лугансктепловоза была непрозрачной», – цитирует слова Тигипко «Интерфакс».
Тигипко пояснил, что ему стало известно о снятии с конкурса без видимых причин одного из участников, который мог предложить большую сумму за предприятие. При этом вице-премьер не исключил дальнейшие судебные тяжбы вокруг конкурса по приватизации.
Долгий конфликт
Ранее газета ВЗГЛЯД сообщала, что Брянский машиностроительный завод (БМЗ), входящий в структуру российского Трансмашхолдинга, вновь одержал победу в конкурсе по приватизации 76,001% акций холдинговой компании «Лугансктепловоз».
Соответствующее решение было утверждено в ходе открытого конкурса в Фонде государственного имущества (ФГИ) Украины.
В конкурсе также участвовало Сумское НПО им. Фрунзе, принадлежащее бизнесмену Константину Григоришину, но оно предложило только стартовую цену – 400 млн гривен (50,5 млн долларов по текущему курсу). БМЗ же предложил на 10 млн гривен (1,3 млн долларов) больше. Кипрская «Мантар Холдинг Лимитед» не была допущена к конкурсу в соответствии с законодательством Украины из-за непредоставления двух важных документов.
В результате «Мантар Холдинг Лимитед», подконтрольная акционерам украинского Приватбанка Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову, подала в Хозяйственный суд Киева иск о признании недействительными итогов конкурса по продаже Лугансктепловоза. Ответчиком по делу определены Брянский машзавод, третьи лица – Лугансктепловоз и Сумское НПО им. Фрунзе.
Кипрская компания требует признать недействительными сразу несколько решений Фонда госимущества Украины, касающихся конкурса по продаже Лугансктепловоза, вплоть до договора купли-продажи пакета акций этого предприятия, заключенного 22 июня 2010 года.
Повторение пройденного
Напомним, ранее Трансмашхолдинг уже владел Лугансктепловозом, заплатив за него в 2007 году 292,5 млн гривен при стартовой цене в 292 млн гривен (37 млн долларов). Однако в прошлом году итоги приватизации были признаны незаконными.
После продажи предприятия президент Украины Виктор Ющенко засомневался в прозрачности продажи. Его смутила начальная стоимость пакета акций – всего полмиллиона гривен.
Тогда украинские Днепровагонмаш и «Марганецкий ГОК», не допущенные к конкурсу, добились судебных решений о недействительности договора купли-продажи, подтвержденных Высшим хозяйственным судом Украины.
#{image=414318}В результате в ноябре 2009 года пакет был списан со счета Брянского машзавода и возвращен на счет Фонда госимущества Украины. Повторный конкурс обошелся Брянскому машзаводу в 410 млн гривен (51,8 млн долларов). Теперь его результаты также будут оспорены.
При этом в ФГИ признают, что Лугансктепловоз продали Брянскому машзаводу по дешевке. «Завод должен был стоить больше. Я думаю, что при нормальном аукционе цена должна была подняться до 500 млн гривен (63,2 млн долларов – прим.ред.)», – подчеркнул глава ФГИ Александр Рябченко.
Представитель «Мантара Холдинг» Вячеслав Деришев также считает, что при участии его компании в конкурсе цена продажи Лугансктепловоза была бы значительно выше.
Больше никто не даст
Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты полагают, что продажная стоимость Лугансктепловоза в 51,8 млн долларов действительно низка. «Рыночная капитализация Лугансктепловоза составляет 1,1 млрд гривен (139,1 млн долларов), тогда как стоимость компании, исходя из цены, уплаченной на последнем аукционе за 76% акций, составляет 540 млн гривен (68,3 млн долларов)», – комментирует аналитик «Ренессанс-капитал» Виталий Шушковский. Впрочем, по мнению аналитика Rye, Man & Gor Securities Ильи Макарова, сумма в 51,8 млн долларов – вполне «адекватная цена в данных условиях и нынешней недозагруженности предприятия». Для справки: износ основных фондов Лугансктепловоза составляет 70%, загрузка производства – около 20% (официальные данные). При этом долги предприятия составляют около 26 млн гривен (3,3 млн долларов).
Кроме того, по мнению Виталия Шушковского, рыночная цена компании обусловлена ожиданиями, связанными с существенным ростом производства на Лугансктепловозе. «Маловероятно, что кто-либо, кроме Трансмашхолдинга, сможет обеспечить объем заказов, достаточный для реализации этих ожиданий, – рассуждает эксперт – Нельзя быть уверенным, что в сценарии, не предполагающем поддержку Трансмашхолдинга, Лугансктепловоз можно оценить существенно дороже, чем в сумму, которую заплатил последний».
Необходимая покупка
Для справки: Лугансктепловоз выпускает магистральные и маневровые тепловозы, дизель- и электропоезда, трамваи, поворотные круги, запчасти для железнодорожного транспорта. Основные заказчики – Укрзализныця и ОАО «Российские железные дороги».
Россия без продукции Лугансктепловоза не может обойтись при всем желании: сейчас в ней нет серийного выпуска грузовых магистральных тепловозов. В свое время Трансмашхолдинг разрабатывал эти машины на заводах в Брянске и Коломне, но до серии дело так и не дошло: сказался недостаток опыта и технологий, так как еще с советских времен эти самые грузовые магистральные тепловозы бессменно изготавливали на Украине. Между тем эксперты оценивают потребность РЖД в подобной технике до 2015 года в 1,9–2,4 тыс. штук, что делает настойчивое желание России получить Лугансктепловоз абсолютно оправданным.