Экономика

26 июля 2010, 17:55

Олег Пантелеев: Авиапром получает кредит доверия

Фото: flightglobal.com

«Авиационная отрасль восстанавливается после кризиса», – охарактеризовал газете ВЗГЛЯД глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев итоги «Фарнборо-2010». По его словам, впервые российские сделки в области гражданской авиации не теряются где-то в конце, а стали действительно заметны.

Я бы не стал называть подписанные Россией контракты прорывом, потому что, как говорится, цыплят по осени считают

В воскресенье в Великобритании завершился один из крупнейших авиасалонов мира «Фарнборо-2010». В этом году на нем были подписаны соглашения в общей сложности на 47 млрд долларов. Это примерно в три раза больше, чем в 2009 году в Ле Бурже.

Россия «отметилась» на «Фарнборо» тем, что заключила контрактов на общую сумму в 10 млрд долларов. Зарубежных заказчиков привлек как строящийся российский региональный самолет Superjet, так и еще проектирующийся борт МС-21.

Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев рассказал газете ВЗГЛЯД, можно ли на фоне многомиллиардных сделок России на «Фарнборо-2010» говорить о прорыве отечественной гражданской авиации на мировой рынок.

«Есть очень серьезные достижения»

ВЗГЛЯД: В воскресенье Международный авиакосмический салон «Фарнборо-2010» завершил свою работу. Каковы ваши общие впечатления от мероприятия?
Олег Пантелеев: Вообще, впечатления от авиасалона складываются по тому, что было представлено и что произошло на мероприятии. И в том, и в другом случае есть очень серьезные достижения.

Во-первых, на «Фарнборо» произошла мировая премьера самолета Boeing-787. Это технологический лидер, может быть, даже на годы вперед. Эта премьера, безусловно, произвела на всех присутствующих очень сильное впечатление.

Второй момент. В принципе, можно сказать, что авиационная отрасль восстанавливается после кризиса. Объем сделок, совершенных на авиасалоне, оценивается примерно в 47 млрд долларов. Это, конечно, не рекордные показатели, которые были, допустим, в 2006 году в том же Фарнборо. Но по сравнению с кризисным периодом рост очень существенный.

ВЗГЛЯД: А как на авиасалоне отнеслись к русским самолетам?
О.П.: То обстоятельство, что Россия довольно заметно засветилась, конечно, тоже отрадно. В течение очень длительного времени экспозиция России могла рассчитывать на какой-то успех только в сегменте военной авиации.

Это происходило, когда показы таких самолетов, как МИГ-29, Су-27 и их модификаций, были едва ли не самыми важными новинками на авиасалонах. Сейчас же в этой части России похвастаться нечем.

Зато всех очень порадовала презентация макета МС-21. Когда его салон видели представители компаний-партнеров, первое, что произносили многие, кто в него входил, – «действительно, это очень заметно отличается от того, что сейчас мы можем увидеть на регулярных линиях».

«Очень хороший индикатор»

#{image=417491}ВЗГЛЯД: Как вы оцениваете портфель заказов, которые сформировали российские авиакомпании?
О.П.: Что касается вообще портфеля заказов, то впервые российские сделки не теряются где-то в конце, а стали хоть как-то заметны. Правда, если говорить о твердых контрактах, то это не самые большие суммы.

Тот же лайнер МС-21 – 50 машин законтрактованы малазийской стороной. Стоимость оценивается в 3,4 млрд долларов. В принципе, это очень существенная по своим масштабам сделка. Есть также протоколы о намерениях на самолеты МС-21 на очень внушительную сумму. И в эти протоколы попадают еще 90 машин.

Что касается лизинговой компании «Ильюшин Финанс», то и они достаточно масштабно выступили на авиасалоне. В первую очередь, это сделка с «Иркутом». А также было подписано соглашение о поставках самолетов АН-158 с украинским госпредприятием «Антонов». Это не самая большая сделка, но ее стоит упомянуть.

ВЗГЛЯД: Российские компании в рамках «Фарнборо-2010» подписали контрактов на общую сумму более 10 млрд долларов. Можно ли назвать прорывом гражданской авиации России заключенные на авиасалоне сделки?
О.П.: Я бы не стал называть это прорывом, потому что, как говорится, цыплят по осени считают. Но скажу так – это очень хороший индикатор. Во-первых, российские компании напоминают о себе на одном из престижнейших авиашоу. Причем напоминают не скандалами, а коммерческими сделками и новинками в области гражданского самолетостроения.

#{image=418601}То обстоятельство, что МС-21 получает заказы еще тогда, когда вся рабочая документация даже не выпущена, и при этом сумма сделки говорит о том, что цена самолета сопоставима с самолетами европейского и американского производства, – это тоже очень хороший индикатор.

Можно сказать, что российский гражданский авиапром получает от заказчиков кредит доверия, что, безусловно, положительно. Но реализовать его гораздо сложнее, чем построить единичные образцы самолетов и пригнать их на выставку.

ВЗГЛЯД: Заключались ли ранее по российской гражданской авиации сделки на такую сумму?
О.П.: Допустим, авиасалон «МАКС» прошлого года, где было подписано соглашение с компанией «Ильюшин Финанс» и компанией «Антлант-Союз». Это была крупнейшая сделка: 30 самолетов семейства АН-148,158 и 15 Ту-204. Итого  45 самолетов.

А несколько лет назад был подписан контракт между «Аэрофлотом» и «Сухим» на 30 Superjet. Это тоже достаточно крупная сделка даже по  мировым масштабам.

«У Superjet будет отрыв от конкурента»


Олег Пантелеев: В принципе, можно сказать, что авиационная отрасль восстанавливается после кризиса (фото: expert.ru)

ВЗГЛЯД: Если брать Superjet, то долгое время считалось, что активные инвестиции России в строительство этого самолета – пустая трата денег. Однако только за первые три дня «Фарнборо» на него уже было заключено контрактов на 3 млрд долларов. В чем главные плюсы Superjet?
О.П.: Для кого плюсы? Это самый важный вопрос. Это самолет достаточно востребованных размерностей. Там не самая большая доля рынка (доля магистральных самолетов несколько выше), но в любом случае, количество самолетов, которые за ближайшие 20 лет будут выставлены на рынок, оценивается в более 6 тыс. единиц.

Основное преимущество этого самолета заключается  в том, что своими показателями с точки зрения расходов топлива, то есть технических показателей, он будет превосходить самого серьезного конкурента – самолет Embraer E-190 и E-195.

При этом за счет более современных подходов ожидается получение лучших показателей с точки зрения себестоимости летного часа. И это должно сделать Superjet более привлекательным в коммерческой эксплуатации, нежели любой самолет-аналог на ближайшие годы.

ВЗГЛЯД: Можно ли назвать одним из главных преимуществ Superjet его цену 31,7 млн долларов?
О.П.: Говорить о цене достаточно сложно, потому что та положенная цена, которая сейчас указывается, несравнима с аналогом. Она учитывает то заявленное превосходство в эксплуатационной эффективности, о которой говорит разработчик. То есть говорить о том, что Superjet на четверть дешевле ближайшего конкурента, нельзя.

#{image=418080}Но если собрать все показатели и по стоимости, и по условиям финансирования, и по себестоимости эксплуатации то, как заявляет производитель, все равно у Superjet будет отрыв от конкурента.

Еще раз повторюсь, конечно же, мерилом истины является практика, поэтому после того, как самолет поступит в эксплуатацию, отработает хотя бы полгода, на руках будут объективные показатели и можно будет уже объективно назвать какие-то цифры и их можно будет сопоставить с теми, что есть у конкурентов.

ВЗГЛЯД: А какие регионы мира, на ваш взгляд, наиболее заинтересованы в Superjet?
О.П.: Сейчас точно можно сказать, что это Россия, Восточная и Центральная Европа (в числе заказчиков числятся авиакомпании Malev и Itali). Что касается Юго-Восточной Азии, то это достаточно динамично развивающийся рынок авиаперевозок, и возможность выйти на него и закрепиться, безусловно, весьма важна для «Сухого».

Несколько сложнее с Северной Америкой, где есть производитель Bombardier, с Южной Америкой, где есть Embraer. На домашних рынках конкурентов, конечно же, бороться достаточно сложно. Особенно если учесть, что производитель не имеет истории в этом сегменте.

«Пальцев одной руки будет достаточно»

ВЗГЛЯД: Какие другие продукты новой гражданской авиации России в перспективе могут завоевать мировой рынок?
О.П.: На самом деле, пальцев одной руки будет достаточно, чтобы их перечислить. Все то, что есть в продуктовой линейке ОАК, – это самолеты Ан-148, портфель заказов уже сейчас достаточно большой. Он включает в себя не только заказы от российских, но и от зарубежных компаний.

Самолет Ан-158 пока будет производиться только украинской стороной, но в случае если произойдет интеграция «Антонова» и ОАК, то тоже можно будет считать совместным проектом. С точки зрения продукта Ан-148 и Ан-158 очень близки, и их можно рассматривать как одно семейство.

Пункт номер два – Superjet. И МС-21 – пункт номер три. Что касается каких-то дальнейших перспектив, то в области гражданской авиации активно поддерживаемых продуктов нет.

Текст: Валерия Вдовенкова

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?