Утилизация против модернизации
Рост продаж автомобилей производства ОАО «АвтоВАЗ» за счет действия государственной программы утилизации подержанных автомобилей может отодвинуть на второй план модернизацию предприятия. Об этом на встрече с президентом Тольяттинского завода Игорем Комаровым заявил премьер-министр Владимир Путин.
Действительно, программа утилизации сработала, и сработала неплохо
«Действительно, программа утилизации сработала, и сработала неплохо, но мы с вами знаем, что по этой программе востребована так называемая «классика», то есть это испытанные, но достаточно уже устаревшие модели, которые нужно менять», – цитирует Путина «Интерфакс».
Комаров заверил, что акционеры и менеджмент нацелены на работу по модернизации автогиганта. «Я думаю, что в целом мы прошли наиболее острую и тяжелую часть реализации антикризисной программы АвтоВАЗа. Сейчас между акционерами достигнуты договоренности о будущем АвтоВАЗа, которые позволяют провести его модернизацию и обеспечить создание нового модельного ряда и создание эффективного и современного автомобильного предприятия будущего», – передает слова Комарова РИА «Новости».
Успех программы
Действительно, успехи автогиганта за счет программы утилизации сложно не заметить: в I полугодии продажи АвтоВАЗа выросли на 22,7% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года – до 220,8 тыс. машин. В июне компания продала в России 51,2 тыс. автомобилей, что на 77,4% больше, чем за тот же месяц годом ранее, и на 12,4% больше, чем в мае 2010 года.
Напомним, программа утилизации старых легковых автомобилей в соответствии с постановлением правительства РФ стартовала 8 марта. За сданную в утиль машину старше 10 лет владелец получает сертификат на 50 тыс. рублей для покупки нового авто российской сборки.
Всего под программу было выделено 200 тыс. сертификатов. Планировалось, что программа завершится в ноябре 2010 года. Однако желающих получить деньги за свой автохлам оказалось гораздо больше, чем предполагали чиновники.
В настоящее время основные продажи в рамках программы приходятся на продукцию АвтоВАЗа (в частности, Lada 2105/2107), группы Sollers и московского завода Renault.
Заметная сумма
В связи с этим Игорь Комаров доложил Владимиру Путину, что АвтоВАЗ по итогам работы в январе – июне 2010 года вышел на прибыльный уровень в размере 1 млрд рублей. Глава правительства оценил озвученную цифру: «Сейчас вы впервые вышли на прибыль. 1 млрд – уже заметная сумма даже для такого крупного предприятия», – сказал Путин.
«Я помню, как мы договаривались и с вами, и с иностранными инвесторами. И вы вместе с ними разработали целый план совместных действий по техническому перевооружению предприятия, по развитию, по выходу на новые модели. Как осуществляются эти планы?» – поинтересовался Путин у Комарова.
Глава АвтоВАЗа заверил премьера, что в конце 2011 года АвтоВАЗ рассчитывает начать производство нового бюджетного автомобиля – разработки, которая проведена силами АвтоВАЗа на базе автомобиля Kalina при участии французских специалистов.
«Может отложить планы по модернизации»
Эксперт компании АКГ «Развитие бизнес-систем» Александр Филимонов отмечает, что программа утилизации охватывает пока достаточно незначительный сегмент подержанных автомобилей. Тем не менее, действительно, покупаемые в рамках этой программы авто – в основном дешевые иномарки российского производства и устаревшие модели АвтоВАЗа.
«Поэтому стремление найти быстрый выход из сложной экономической ситуации может подтолкнуть руководство компании отложить планы по модернизации и расширить объемы машин, выделяемых в рамках программы утилизации», – предполагает эксперт.
Замглавы агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что опасения премьер-министра не критичны. «Если бы не было программы утилизации, то правительству пришлось бы еще больше вкладывать денег, чтобы хоть как-то завод работал. Либо пришлось бы его вовсе закрыть», – говорит он, добавляя, что модернизировать и заниматься производством – это вопросы, связанные между собой не напрямую.