Болгария отказывается от России
Идея проекта Бургас – Александруполис возникла, потому что Турция в свое время создавала нам очень большие проблемы с прохождение наших танкеров через проливы Босфор и Дарданеллы
Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов в пятницу заявил, что его страна не будет реализовывать совместный с Россией и Грецией проект трансбалканского нефтепровода, сообщает болгарское новостное агентство Novinite.com.
«Болгария отказывается от проекта нефтепровода Бургас - Александруполис», - сказал Борисов после встречи с послами стран ЕС в Софии.
По словам Борисова, жители региона Бургас выступают против строительства трубопровода, поскольку его маршрут проходит через охраняемые природные территории. При этом Борисов сослался на недавний масштабный разлив нефти в результате аварии на нефтяной платформе в Мексиканском заливе.
Однако эту информацию уже опроверг министр энергетики Болгарии Трайчо Трайков, сообщив, что кабинет министров не принимал решения о выходе Софии из проекта. «Кабинет не решал, что мы не будем участвовать в проекте Бургас - Александруполис», - сказал он.
К слову, в начале июня министр энергетики России Сергей Шматко заявил, что строительство нефтепровода Бургас - Александруполис может быть заморожено до тех пор, пока не выяснится позиция Софии по поводу проекта. Кроме того, он сообщил, что работы по реализации проекта практически свернуты.
История вопроса
Напомним, трехстороннее соглашение между Россией, Болгарией и Грецией было подписано в марте 2007 года. Российскую сторону в проекте представляют Транснефть, Роснефть и «Газпром нефть» (им принадлежит 51% нефтепровода).
Греческая доля в размере 24,5% распределена между компаниями Hellenic Petroleum и Thraki (23,5%), а также правительством республики (1%). Болгарию представляет Technoexportstroy и газовая корпорация АО «Булгаргаз», которым принадлежит 24,5% трубы.
Само строительство нефтепровода протяженностью 285 км оценивалось в 1,5 млрд евро. Его проектная мощность на первом этапе должна была составить 35 млн тонн в год с возможностью увеличения до 50 млн тонн.
«Идея проекта Бургас - Александруполис возникла, потому что Турция в свое время создавала нам очень большие проблемы с прохождением танкеров через проливы Босфор и Дарданеллы, - комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Поэтому и потребовалось строительство трубопровода в обход Турции, через Болгарию и Грецию, с целью связать Черное и Средиземное моря».
Ставка на Турцию
Вместе с тем на фоне потепления отношений России и Турции необходимость строительства обходного трубопровода сама собой отпала. «Последнее время ситуация изменилась, мы теперь с Турцией большие друзья. Россия собирается строить «Южный поток» через нее, Анкара прекрасно понимает, что Москве нужен этот проект, и пытается выбить из нее различные уступки», - говорит Константин Симонов.
По его словам, как раз одной из подобных уступок и является проект Самсун - Джейхан, который будет выполнять все те же функции, что и Бургас - Александруполис, только с тем нюансом, что нефтепровод пройдет по турецкой территории. «А это может быть чревато последствиями. Возникает вопрос: насколько оправданно замыкание на Турции», - продолжает эксперт.
Вместе с тем пятничное заявление самого Бойко Борисова о выходе из проекта для эксперта особой неожиданностью не стало. «Премьер-министр, известный своей антироссийской риторикой, попытался опередить ситуацию и выйти из проекта раньше России», - заключает Константин Симонов.
«Мы будем активно его развивать»
Для справки: в мае текущего года Москва и Анкара подписали меморандум о сотрудничестве по безопасности транспортировки нефти из региона Черного моря, исходя из приоритета проекта нефтепровода Самсун - Джейхан.
«Мы договорились о том, что будем активно его развивать, включая возможность строительства нефтеперерабатывающего завода и организацию впоследствии, возможно, совместного сбыта готовой продукции», - сказал тогда Дмитрий Медведев (цитата по «Интерфаксу»).
Сама трасса нефтепровода Самсун - Джейхан проходит с севера на юг Турции в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Проект предполагает поставки нефти с черноморского бассейна на европейские рынки. Строительство начато в конце апреля текущего года. После завершения строительства пропускная способность 555-километровой магистрали достигнет 1,5 млн баррелей в сутки.