Начнем с проблем
Свое выступление на совещании премьер-министр Владимир Путин начал с заявления о том, что экономический кризис еще сильнее усугубил проблемы дорожной отрасли.
Премьер-министр считает, что существующих объемов ремонта автомагистралей явно недостаточно, и это крайне негативно сказывается и на комфортности движения, и на ситуации с безопасностью.
Мы приняли решение о создании бюджетного фонда по строительству и ремонту дорог по типу Инвестиционного фонда, где будут аккумулированы минимальные средства для поддержания дорожной сети
«И, конечно, однажды «сэкономив» на своевременном ремонте, мы затем несем двойные, а то и тройные расходы на восстановление разрушенной дороги − это касается и федеральных трасс, и трасс регионального значения», − цитирует слова Владимира Путина «Интерфакс».
Кроме того, еще раз была поднята проблема «раздутых» смет дорожного строительства. «Очевидно, что в настоящее время сметы явно «раздуты», а срок службы построенных дорог не выдерживает никакой критики», − подчеркнул Владимир Путин.
Он отметил, что сам проезжал по некоторым совсем новым трассам и заметил, что их уже надо ремонтировать.
Обновим законодательство
Премьер-министр также призвал ускорить процесс внесения изменений в законодательство в части регулирования отношений с подрядными организациями.
«Неоднократно поднимался вопрос о внедрении так называемых договоров «полного цикла», когда подрядчик не только строит дорогу, но и в течение длительного срока ремонтирует. Пока необходимые изменения в законодательство не внесены», − подчеркивает Владимир Путин.
Также, по его словам, слишком медленно идут обновления нормативной базы и внедрение электронных торгов при распределении подрядов на дорожное строительство.
Кроме того, премьер коснулся проблемы отсутствия механизма, который гарантировал бы стабильность и предсказуемость финансирования в данной сфере. Ведь именно этот фактор становится препятствием для привлечения инвесторов в дорожную отрасль.
При этом он назвал очевидным тот факт, что успешная реализация таких затратных и капиталоемких проектов невозможна, если объем выделяемых ресурсов может в любой момент измениться.
«То есть нужно более четко определиться с бюджетами и с частными источниками финансирования инфраструктуры, причем речь как о финансировании крупных стратегических строек, так и о выполнении наших текущих обязательств», − отмечает Путин.
Кроме того, премьер отметил, что все проекты с использованием бюджетных средств будут под контролем. «Вчера мною подписано положение об осуществлении контроля и мониторинга за реализацией проектов, получивших бюджетные ассигнования», − сообщает Путин.
Повторение пройденного
Кроме того, стало известно, что правительство приняло решение создать бюджетный фонд для финансирования строительства и ремонта автомобильных дорог. Причем такое же право будет предоставлено и субъектам РФ.
«Мы приняли решение о создании бюджетного фонда по строительству и ремонту дорог по типу Инвестиционного фонда, где будут аккумулированы минимальные средства для поддержания дорожной сети», − цитирует слова премьера РИА «Новости».
Напомним, что в начале апреля этого года президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству до 20 мая выработать позицию по вопросу создания федерального и региональных дорожных фондов, определив источники их формирования.
Раньше дорожные фонды создавались для финансирования затрат на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог. В 2001 году был ликвидирован Федеральный дорожный фонд, поскольку правительство перешло на систему прямого финансирования. А с 1 января 2003 года, после отмены налога на пользователей дорог, прекратили существование и региональные фонды.
Сейчас в России финансирование дорожного строительства идет из трех различных источников. Как ремонт, так и строительство дорог федерального значения (имеют префикс М) финансируются из государственного бюджета через Росавтодор. Другое дело, что на долю подобных трасс приходится всего 20% российских дорог. Из бюджетов регионов оплачивается строительство дорог с префиксом А. Наконец, дороги, обозначенные префиксом Р, находятся на балансе муниципальных бюджетов.
И «нахождение на балансе» регионов и муниципалитетов пока ни к чему хорошему для российских дорог не приводит. Так, по данным Федерального дорожного агентства, в настоящее время в целом по стране на 600 тыс. км дорог приходится 450 тыс. км в аварийном состоянии. А в первом квартале 2008 года 26% ДТП в России произошло из-за плохого состояния дорожного покрытия.