− Владимир Александрович, что заставило депутатов даровать такие привилегии именно Роснано?
Оппозиция больше бесится по поводу самого Чубайса, который возглавляет эту госкорпорацию!
− Можете не верить, но сегодня Роснано оказалось в ситуации, когда ему действительно не хватает госсредств для осуществления своих функций. По этой причине мы и решили расширить перечень инструментов, позволяющих привлекать дополнительные деньги. Докажу арифметически. В 2010 году государство заложило в бюджет на обеспечение работы этой госкорпорации 53 млрд рублей, а в 2011 − уже 39 млрд рублей. В 2012 году денег из федеральной казны поступит еще меньше − всего 28 млрд рублей!
Первый зампред думского комитета по экономполитике и предпринимательству, депутат Госдумы от «Единой России» Владимир Головнев (фото: ИТАР-ТАСС) |
− Судите сами, РФ внесла в уставной капитал этой госкорпорации в качестве имущественного взноса 130 млрд рублей. Но в 2009 году 66,4 млрд рублей было возвращено в федеральный бюджет. Это понятно, прошлый год был крайне непростой, кризисный.
Но за это время в Роснано поступило около 1 тыс. 600 заявок, касающихся реализации инновационных проектов. Сейчас на официальной экспертизе из них находится порядка 130, еще столько же одобрены научно-техническим советом, а к финансированию за счет средств корпорации рекомендовано 72 проекта.
При этом общий объем по этим инвестициям составляет 204 млрд рублей, из которых корпорация должна своих средств порядка 95 млрд! Но даже по тем проектам, которые уже прошли и утверждены, денег явно не хватает.
− И все же, не опасно ли выпускать госкорпорации на открытый рынок?
− Выдавать деньги из бюджета − самый простой, но не всегда эффективный вариант. Инструменты заимствования, которыми предлагается наделить Роснано, напротив, считаются наиболее ответственными среди всех других инструментов рыночной экономики. Убежден, распоряжаясь ими, госкорпорация будет нести максимальную финансовую ответственность и сумеет пробудить мотивацию у частного бизнеса софинансировать реализацию инновационных проектов. Другими словами, зачем изобретать велосипед, если можно получить деньги не из бюджета, а под госгарантии с рынка?
− Где гарантия, что не подтвердятся худшие опасения оппозиции, связанные с превращением Роснано в обычного игрока на финансовом рынке со всеми вытекающими отсюда последствиями?
− Оппозиция больше бесится по поводу самого Чубайса, который возглавляет эту госкорпорацию! Уверен, что если бы Роснано возглавлял кто-нибудь другой, такого ажиотажа вокруг принятия закона можно было избежать. Я бы посоветовал оппозиции не вызывать у себя аллергию на конкретные персоналии, а глубоко изучить суть закона. Поверьте, на сегодняшний день достаточно механизмов контроля, позволяющих вовремя дать по рукам зарвавшимся руководителям госкорпораций. Я, конечно же, имею в виду нецелевое расходование средств. И если оппозиция считает контроль слабым, мы готовы рассмотреть любые предложения в части его ужесточения.
− На каких условиях Роснано будет брать кредиты в банках?
− Надеюсь, что это будут нормальные рыночные условия, которые не позволят банкам грабить госкорпорацию запредельными ставками по кредитам или, напротив, поставят само Роснано в заведомо невыгодное положение по сравнению с другими участниками рынка. Если же говорить о конкретной ставке, не думаю, что она будет превышать +3% к ставке рефинасирования ЦБ.
− Могут ли в перспективе и другие госкорпорации рассчитывать на аналогичное расширение финансовой самостоятельности?
− В настоящее время мы рассматриваем вопрос о преобразовании госкорпораций в акционерные общества. Решение на этот счет может быть принято уже до конца года. Зачем понадобилось менять статус госкорпораций? К сожалению, сегодня они ассоциируются у участников рынка с какими-то монополиями. При этом возникает вопрос, связанный с оценкой эффективности их работы. На мой взгляд, ответить на него может только сам рынок. А чтобы понять его реакцию, необходимо приоткрыть доступ к рыночным инструментам финансирования для самих госкорпораций.