«Техрегламент без модернизации автопарка – ноль»
– Несмотря на кризис, Минэнерго, скорее всего, не исключит из технического регламента по моторному топливу требование запрета на Аи-92 с 2012 года. Как вы относитесь к подобному решению? Надо запрещать или нет? Если надо, то согласны ли вы со сроками?
40% российского автопарка не нуждается в новом виде топлива и тем более в бензине АИ-95
– Для того чтобы понимать, что делать с определенными марками бензина, необходимо провести анализ автомобильного рынка. Сложность в том, что подобные исследования делались до кризиса. Тогда же планировались сроки применения техрегалмента. Но после кризиса такие исследования делать перестали. Но надо понимать, что из-за изменения экономической ситуации сроки должны быть другими. Поэтому прежде всего необходимо провести качественное исследование и понять, насколько изменилась структура автопарка во время кризиса.
Очевидно, что «пятерки» и «копейки», перейдя с 92 на 95 бензин, не станут ездить лучше, и экология тоже не изменится. Поэтому ввести один техрегламент мало, необходимо еще улучшать и качество двигателей.
– Есть два мнения: с одной стороны, запрет 92 бензина будет стимулировать модернизацию отечественного автопрома и нефтеперерабатывающих заводов, с другой – больно ударит по небогатым автолюбителям из регионов. Какая точка зрения вам ближе?
– Я бы не стал связывать эту проблему с небогатыми потребителями. Да, действительно, бензин будет стоить дороже. Вопрос в другом – будет ли изменяться автопарк после введения техрегламента? Если он вводится ради того, чтобы соответствовать европейским стандартам, то это неразумно. Нужно одновременно и изменять структуру автопарка и вводить техрегламент.
Техрегламенты должны стимулировать модернизацию автопарка. Мы подтягивали топливную составляющую к двигателям автомашин, которые производятся в России. Так, иностранные концерны, которые открывают свои заводы по сборке в России, выдвигают нам требования по качеству топлива. Поэтому разрывать пару двигатель/топливо нельзя.
– Какая доля рынка нефтепродуктов приходится на бензин АИ-92?
Павел Строков считает, что отменять 92 бензин пока рано |
Но можно посмотреть опять же по структуре автопарка. В России сейчас зарегистрировано 38 млн транспортных средств, из которых 40% – автомашины старше 10 лет. Это означает, что 40% российского автопарка не нуждается в новом виде топлива и тем более в бензине АИ-95.
«Вопрос в цене»
– Не приведет ли исчезновение АИ-92 уже через два года к резкому росту стоимости АИ-95? Насколько может вырасти его цена?
– Бензин, несомненно, подорожает. Без вариантов. Конкретный рост цен будет зависеть от динамики спроса и предложения. Как правило, если дорожает один, то за ним дорожает и другой. Все зависит от того, что творится на оптовом рынке. На данный момент разница между АИ-95 и АИ-92 в цене небольшая – всего 1-1,5 рубля.
– Понятно, что на АИ-92 ездят любители недорогих отечественных авто. Если бы АИ-92 все-таки исключили не повлекло бы это к падению продаж того же АвтоВАЗа?
– Все машины, которые сейчас выпускает отечественный автопром, так или иначе подстроены под АИ-95. Поэтому к падению продаж введение техрегламента не приведет. Есть другой момент – старые автомобили, которые выбывают из оборота более медленными темпами, чем этого хотелось бы.
– Какова вероятность исключения из техрегламента требование запрета на Аи-92?
– Здесь достаточно сложно давать прогнозы. Так что я воздержусь от ответа.