На следующий день после заключения Россией и Украиной стратегической сделки министр энергетики РФ Сергей Шматко сделал ряд заявлений, одно из которых не могло не удивить.
Идея не забыта
Два дня назад закончила работу подкомиссия, и мы поручили интенсифицировать работу по консорциуму. Мы от этой идеи не отказываемся
Так, главы Минэнерго РФ и минтопэнерго Украины поручили подкомитету Межправкомисии по экономическому сотрудничеству интенсифицировать работу консорциума для модернизации ГТС Украины.
«Два дня назад закончила работу подкомиссия, и мы поручили интенсифицировать работу по консорциуму. Мы от этой идеи не отказываемся», – сказал Шматко.
Интересно, что на вчерашней встрече президентов двух стран Дмитрия Медведева и Виктора Януковича ни слова о консорциуме так и не прозвучало. Главный итог встречи – украинский Нафтогаз получает от Газпрома скидку на газ в размере 100 долларов, а российский Черноморский флот – право базироваться в Крыму еще как минимум 25 лет.
За день до подписания ключевых межгосударственных договоров вице-премьер России Игорь Сечин заявил, что Россия и Украина не обсуждают участие Газпрома в модернизации газотранспортной системы Украины в обмен на льготную цену на газ. «ГТС Украины – это ГТС Украины. Они по этому вопросу к нам не обращались, и мы тоже не проявляем большой интерес», – сказал тогда вице-премьер.
Об этом же говорил премьер-министр Украины Николай Азаров, признавая, что интерес Москвы к этому объекту вряд ли будет высоким.
«России не нужна наша ГТС. Они сейчас строят два обходных маршрута, они имеют договор о транзите газа на 10 лет, подписанный нашим правительством. У них – железная договорная база с нами плюс два газопровода. Зачем им нужна головная боль, связанная с необходимостью модернизации ГТС?» – задавался вопросом Азаров.
Тем не менее Киев все же предлагал Москве создать на паритетных началах с ЕС консорциум. ГТС останется в собственности украинского государства, но управлять ею будет консорциум, который «должен объединить Россию с ее запасами газа, Украину как транзитное государство и Европейский союз как потребителя голубого топлива», пояснял первый вице-премьер Украины Андрей Клюев.
Некоторые эксперты отмечали, что такой размен Россию не устроит. Дело в том, что консорциум – тема долгоиграющая и не слишком привлекательная, к тому же доступ на украинский рынок у Газпрома и так предусмотрен (до 25% от промышленного потребления), доходность здесь не столь высока.
Старший аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров отмечает, что сейчас все идет к тому, чтобы Россия минимизировала транзитные риски. «Я приветствуют это решение. Жаль только, что сделано это будет за счет бюджета РФ», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
И не просите
Больше скидок никому не будет. Это касается и партнеров РФ из числа стран СНГ. «Наши переговоры с Украиной завершены успешно. Но я не думаю, что они должны быть поводом для пересмотра взаимоотношений с другими партнерами, и даже реагировать на подобные запросы мы не будем», – подчеркнул Шматко, слова которого приводит ПРАЙМ-ТАСС.
Министр отметил, что в своих взаимоотношениях с партнерами Россия будет придерживаться принципа экономической целесообразности, передает «Интерфакс».
Что касается Украины, то, как сказал Шматко, в свое время здесь накопилось большое количество вопросов, однако они были урегулированы. Газовая проблема потребовала комплексного решения.
«На сегодня вопросы, связанные с гарантированным транзитом российского газа, и вопросы взаимодействия с потребителями Украины носят комплексный характер, – сказал Шматко. – Я рад, что сегодня уровень решений дает все шансы считать, что мы находимся на хорошем пути формирования долгосрочного партнерства в энергетической сфере».
А нужен ли «поток»?
Это комплекс договоренностей и его материальную, моральную и политическую составляющие российские власти оценили столь высоко
По мнению главного аналитика ИК «Велес Капитал» Дмитрия Лютягина, в большем выигрыше после подписанных соглашений сейчас находится Украина. «Она сможет в течение 10 лет получать газ со скидкой в 30%. И если цена на газ будет расти, то выгода также будет увеличиваться», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
Эксперт считает, что за те 40 млрд долларов «экономии на газе» можно не только собственную базу для российского флота создать на территории уже России, но и целиком купить ГТС Украины. «И еще останется приличная сумма (половина) на другие приобретения», – отметил Лютягин.
Правда, добавил аналитик, все детали неизвестны, так что «по мере реализации этих договоренностей будут появляться дополнительные сделки или политические шаги Украины навстречу России». «Это комплекс договоренностей, и его материальную, моральную и политическую составляющие российские власти оценили столь высоко», – резюмировал он.
Александр Назаров полагает, что если брать в расчет только компании, то больше всех выиграл, «конечно же, Газпром». «Думаю, что в результате достигнутых договоренностей Газпром откажется от строительства «Южного потока», необходимость в котором уже отпала. Компании не придется тратить миллиарды евро на прокладку, по сути, никому не нужной трубы», – предположил он.
Уже не банкрот
А вот Нафтогаз благодаря корректировке газовых контрактов сможет избежать банкротства.
«В течение срока действия указанных контрактов компания дополнительно получит около 39 млрд долларов. Кроме того, по контрактам изъяты пункты о штрафных санкций, которые составляли постоянную угрозу для деятельности компании», – отмечается в сообщении украинской компании.
В 2008–2009 годах Нафтогаз накопил многомиллиардные долги и до сих пор несет убытки, связанные с расчетами по кредитным обязательствам.
«Принятые решения по уменьшению «ценового» давления на компанию являются судьбоносными, поскольку позволят избежать банкротства национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» – работодателя для сотен тысяч украинцев во всех регионах страны», – подчеркивается в сообщении, передает РИА «Новости».
Тот факт, что Газпром теперь будет оплачивать 80% стоимости транзита газа до 6-го числа следующего месяца, а 20% – до 20-го числа следующего месяца, позволит Нафтогазу оптимизировать процесс расчетов за газ и отказаться от привлечения краткосрочных кредитов.