Рекламная интервенция
Во вторник онлайн-сервис микроблогов Twitter сообщил о том, что впервые за четыре года своего существования он начинает показ рекламы на своем сайте. Как сообщил газете The Wall Street Journal официальный представитель Twitter, реклама будет представлена в виде нового сервиса Promoted Tweets.
Сегодня совершенно очевидно, что сети научились зарабатывать деньги, и с каждым годом будут делать это все активнее
Последний представляет собой систему, когда объявления (рекламные «твиты» компаний) станут демонстрироваться в верхней части страницы с результатами пользовательских поисковых запросов (сейчас подобной моделью размещения рекламы пользуется Google). При этом, по данным The New York Times, на одной странице будет размещаться только один рекламный «твит».
Как пишет The Wall Street Journal, во вторник Twitter начал показ рекламы для 2−10% пользователей сервиса, а в ближайшие дни охват аудитории будет увеличен. Среди первых рекламодателей − около 10 компаний, среди которых такие гиганты американского рынка, как Starbucks, Virgin America и Best Buy.
Ожидаемое событие
Для специалистов в области интернет-маркетинга решение менеджмента Twitter начать размещение рекламы не стало сюрпризом. «Сервис, что называется, уже «созрел» для рекламы, и дольше ждать было нецелесообразно», − комментирует специалист агентства AdvertPlus Сергей Васильев. В самом деле, по состоянию на июнь прошлого года аудитория Twitter, по подсчетам ComScore, составила 44,5 млн человек, а в компанию осуществляются обильные венчурные инвестиции.
Получится ли у Twitter хорошо заработать на рекламе? В исследовательском агентстве Interpret полагают, что да. В августе 2009 года его эксперты опросили более 9,2 тыс. пользователей Всемирной паутины, и выяснилось, что те из них, кто предпочитает Twitter, оказались в два раза более восприимчивы к рекламе, чем пользователи каких-либо других социальных ресурсов.
В Interpret приводят следующие данные: почти четверть (24%) пользователей Twitter либо писали потребительские обзоры, либо оценивали в сети какие-либо товары. Среди же пользователей других социальных сетей (Facebook* и т.д.) это делали лишь 12% опрошенных. Но главное – исследование показало, что пользователи Twitter более чем вдвое чаще кликали по баннерам, которые им встречались в сети, чем «потребители» других соцсетей − 20% против 9%.
Российские эксперты также уверены: впереди Twitter ждет светлое рекламное будущее. «В Twitter много сообществ, ориентированных на определенный товар, − говорит замгендиректора по рекламе компании «ФинЭкспертиза» Ирина Зеленкова. – Если реклама будет адресной, то она заработает. Если же она будет нетаргетированной, то результат окажется не из лучших».
В свою очередь, по мнению Сергея Васильева, успех будет сопутствовать Twitter еще и по той причине, что этот ресурс построен по принципу постоянного потока информации, и у создающих этот поток людей часто возникает желание размещать в своих постах ссылки на различные услуги и продукты (по данным Interpret, какие-либо бренды или продукты упоминаются примерно в 20% постах в Twitter). А это, в свою очередь, уже стимулирует переходы по этим ссылкам.
В Twitter много сообществ, ориентированных на определенный товар. Если реклама будет адресной, то она заработает
Маркетинговая революция
В целом же эксперты уверены: объемы рекламы в соцсетях будут только нарастать. «Это многолетний тренд, − говорит Ирина Зеленкова. – Доля Интернета в на рекламной рынке будет нарастать, и соцсети смогут на этом заработать». Статистика подтверждает ее слова: по подсчетам Internet Advertising Bureau (IAB), общий объем расходов на интернет-рекламу в мире в последнем квартале 2009 года составил 6,3 млрд долларов, а всего за минувший год рекламодатели отправили во Всемирную паутину 22,7 млрд долларов (47% всех бюджетов пришлись на поисковую рекламу в браузерах).
Неслучайно в конце марта этого года стало известно о том, что крупнейшая российская социальная сеть «В контакте» открывает свою внутреннюю систему размещения рекламы. Как сообщил газете «Ведомости» основатель этой сети Павел Дуров, если раньше рекламодатели могли продвигать свой бренд и услуги только внутри сети − в группах, встречах и приложениях, то теперь смогут рекламировать и свои «внешние» сайты.
«Потенциально мы являемся самой большой рекламной площадкой на рынке, однако пока мы не использовали наши возможности и на малую долю», − сообщил Дуров «Ведомостям». Он предполагает, что после ввода новой системы доходы «В контакте» от размещения рекламных объявлений вырастут «на порядок», а сама компания станет конкурентом двум основным игрокам рынка контекстной рекламы в рунете − «Яндексу» и «Бегуну». И шансы на это у портала есть: сегодня «В контакте» зарегистрировано более 60 млн человек, а ежемесячная аудитория портала, по данным TNS за январь 2010 года, составляет 18,2 млн пользователей.
Доходный фермер
О монетизации социальных сетей говорит и тот факт, что они все успешнее учатся зарабатывать не только на рекламе, но и на браузерных играх. Хрестоматийный пример в этом отношении – самая популярная «В контакте» игра «Счастливый фермер», которая, по данным «Ведомостей», собрала в прошлом году рекордные 20 млн долларов (пользователи приобретали различные товары в игре за «голоса», которые, в свою очередь, они покупали у ресурса за реальные деньги через SMS или с помощью электронных денег).
По словам же разработчика игр Drimmi Никиты Шермана, общий объем российского рынка игр для соцсетей в минувшем году составил около 30 млн долларов. Учитывая, что годом ранее эта цифра была в пять−шесть раз меньше, тенденция, что называется, более чем показательна.
То ли еще будет! По словам вице-президента Mail.ru по развитию международного бизнеса Всеволода Леонова, в этом году российский рынок игр для социальных сетей вырастет более чем втрое − примерно до $100 млн. Для того чтобы снять с рынка сливки, Mail.ru даже приобрела крупнейшего разработчика онлайн-игр Astrum Online. «Если раньше мало кто верил в то, что социальные сети могут приносить прибыль, то сегодня совершенно очевидно, что сети научились зарабатывать, и с каждым годом будут делать это все активнее», − резюмирует Ирина Зеленкова.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ