Экономика

2 марта 2010, 20:47

Медведев разберется с "дубовой" проблемой

Фото: spb-projects.ru

Во вторник французские бизнесмены во время делового форума в Париже пожаловались Дмитрию Медведеву на ЕБРР, который по экологическим соображениям отказал им в финансировании строительства платной автодороги Москва − Санкт-Петербург. Президент России пообещал «разобраться и помочь», и, скорее всего, эта самая помощь будет оказана путем привлечения к стройкам госбанков, вероятнее всего ВЭБа. При этом отраслевые эксперты уверены: несмотря на протесты экологов, строить трассу между двумя столицами надо, так как в кризис смета на прокладку магистрали значительно снизилась.

«Дубовая» проблема

Во вторник во время встречи с Дмитрием Медведевым, находящимся с официальным визитом во Франции, местные бизнесмены пожаловались президенту России на Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Дело в том, что банк отказал французским инвесторам в финансировании строительства платной автодороги Москва − Санкт-Петербург по причине неодобрения экологической экспертизы проекта. А конкретно того, что при прокладке магистрали придется спилить 14 дубов.

Проект должен развиваться, я попрошу помощников поработать над этой «дубовой» проблемой

Как сообщает «Интерфакс», глава российского государства пообещал французам разобраться с возникшей проблемой, при этом признавшись, что давление на ЕББР – «дело трудное». «У меня свой опыт общения с ЕБРР. Когда я еще был нормальным, обычным человеком, в начале 90-х годов я ездил в ЕБРР для того, чтобы договариваться о финансировании одного из крупных проектов для Санкт-Петербурга − проекта создания нового терминала аэропорта... Денег мы не получили», − вспомнил Медведев.

Что же касается дубов, то, по словам Дмитрия Медведева, «их, конечно, жалко; вопрос в том, когда они были посажены и представляют ли они интерес». «Но хорошо, что ЕБРР занимается российской экологией. Мы поработаем над этой темой... Я попрошу своих помощников разобраться с этой проблемой − «дубовой» проблемой», − сказал под смех зала глава государства, передает РИА «Новости».

На поводу у экологов

А вот кому станет точно не смешно от слов Медведева, так это жителям Химок. Ведь для них проблема новой трассы Москва – Санкт-Петербург стоит более чем актуально по той причине, что магистраль должна разрезать территорию Химкинского лесопарка на две части на пути от МКАД к аэропорту Шереметьево.

Согласно проекту, магистраль пройдет через район Бусиново (восточнее Ленинградского шоссе), минуя все традиционные пробки в районе старой Ленинградки. Общая длина головного участка автомагистрали составит 43 км, а его стоимость − 60 млрд рублей. В целом же на новой трассе Санкт-Петербург − Москва будет построено 32 развязки, 85 мостов и 167 путепроводов, а уже в Петербурге новая трасса сольется с дорогой на Финляндию.

В Росавтодоре считают, что игра стоит свеч – новое 643-километровое шоссе будет прямым, быстрым (максимально разрешенная скорость – 150 км/ч) и широким (10 полос на выезде из Москвы, 8 – из Санкт-Петербурга). Разумеется, за удовольствие проехаться по новой трассе придется заплатить – ориентировочно 3 рубля за 1 км. Таким образом, поездка от одной столицы до другой займет 4–4,5 часа и обойдется автолюбителям в 2 тыс. рублей. Не считая, разумеется, расходов в 1,6–2 тыс. рублей на бензин.

В конце прошлого года ЕБРР подписал вместе с ВЭБом, Европейским инвестиционным банком, Агентством по страхованию экспортных кредитов Франции и Северо-западной концессионной компанией меморандум о взаимопонимании по проекту скоростной автомагистрали. И все бы хорошо, если бы не экологи: из-за их многочисленных протестов против потенциального ущерба Химкинскому лесу ЕБРР так и не принял никаких решений по финансированию проекта.

Проект высокоскоростной автомагистрали Москва − Санкт-Петербург (нажмите, чтобы увеличить)

Лесные войны

История борьбы жителей Химок и активистов-экологов против прохождения через Химкинский заповедный лес участка новой федеральной трассы Москва – Санкт-Петербург тянется с 2007 года, когда впервые стало известно, что новую магистраль (к тому же платную) планируется проложить непосредственно через лес, без применения дорогостоящих решений типа тоннелей и эстакад (строители ограничатся только шумозащитными экранами).

Если вы говорите о давлении на ЕБРР, то дело это довольно трудное

Многие жители Химок и экологи полагают, что автомагистраль шумом, газами и вибрацией разрушит складывающуюся веками экосистему леса. Экологи даже предлагали отменить распоряжение правительства РФ от 5 ноября 2009 года, согласно которому 150 га земель Химкинского лесопарка переводятся из лесного фонда в земли транспорта для строительства первого участка платной автодороги.

Однако в понедельник Верховный суд РФ признал решение правительства законным. Впрочем, экологи не сдаются и надеются выиграть дело «о защите чести и достоинства дубов» в Страсбургском суде.

Экономика, а не экология

Тем не менее строительство первого участка платной автотрассы Москва − Санкт-Петербург планируется начать уже в 2010 году, а завершить в 2013 году. И эксперты не уверены, что причина отказа ЕБРР от финансирования строительства автотрассы вызвана именно экологией. «Возможно, есть еще и экономическая мотивация», − считает председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

Платные дороги, уверяет он, сейчас все больше теряют свой экономический смысл. «Они не приживутся, потому что это очень длинные деньги, и окупаются такие проекты очень трудно!» − сказал он газете ВЗГЛЯД. В самом деле, согласно оценкам, озвучиваемым до кризиса, общая стоимость строительства трассы между Питером и Москвой составит 200−240 млрд рублей инвестиций, а срок окупаемости будет находиться на уровне 17−20 лет.

Время строить

Кто же в состоянии заменить ЕБРР в качестве одного из главных инвесторов проекта? Алексей Калинин из консалтинговой компании «Бизнес Решения» предполагает, что, вероятнее всего, европейский банк заменят гораздо менее щепетильные в части экологии российские госбанки.

«Строительство платной трассы, даже если речь идет о наиболее активно используемых ее участках, − достаточно рискованный проект для иностранного инвестора, особенно в нынешних экономических условиях», − отмечает он. Согласен с подобной точкой зрения и Похмелкин: «Найти инвесторов за рубежом будет крайне сложно. Это большая проблема, так что, судя по всему, Медведев будет искать замену ЕБРР в России».

Аналитики вспоминают: в декабре 2009 года Внешэкономбанк уже рассматривался как один из покупателей облигаций ЕБРР, выпускаемых для финансирования проекта строительства автотрассы. «Возможно, теперь схема отношений поддерживающих проект финансовых структур будет пересмотрена», − полагает Алексей Калинин.

Однако нужно ли вообще в новых экономических условиях строить платную трассу? «Безусловно, нужно», − уверяет Калинин. По его словам, вопрос даже не в том, платная ли это дорога. «Дорожная сеть страны на десятилетия отстала от требований современной экономики − у нас плотность автодорог в четыре раза ниже, чем в западной Европе, и, платная или общедоступная, любая новая дорога будет благом», − утверждает Калинин, добавляя, что вести строительство именно сейчас имеет смысл еще и по причине того, что в кризис все компоненты строительства, от персонала до асфальта, значительно подешевели, а следовательно, реализовать проект можно со значительно меньшими финансовыми затратами, чем это предполагалось ранее.

Текст: Валерия Вдовенкова

Вам может быть интересно

Утвержден третий этап развития БАМа и Транссиба до 2035 года
Темы дня

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американский генерал призвал поощрять бежавших за рубеж украинцев к службе в ВСУ

Финский Fortum захотел отсудить у России миллиарды евро

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года

Новости

Конфликт с участием мигрантов произошел в Чехове

Конфликт с поножовщиной с участием трех мигрантов из Средней Азии произошел в Чехове Московской области, сообщает подмосковный главк МВД.

В Крыму отреагировали на намеки постпреда Украины об атаке на Крымский мост

Намеки на готовящийся удар по Крымскому мосту с Украины являются оскалом террористов, заявил глава комитета крымского парламента по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель.

Внезапно умер второй разоблачитель Boeing

Бывший аудитор качества компании Spirit AeroSystems Джошуа Дин, один из первых сообщивший о нарушениях при производстве Boeing 737 Max, внезапно умер в США.

«Искандеры» уничтожили в Харьковской области две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

В Совфеде осудили заявление Латвии о разрешении Украине наносить удары по России

Рига пытается усилить свои позиции в преддверии выборов в Европарламент. Именно с этим связано заявление главы МИД Латвии о разрешении Киеву наносить удары по России, считает сенатор Андрей Климов. По его мнению, Москве стоит дать правовую оценку действиям западных политиков, которые передают Украине оружие и согласовывают атаки на РФ.

Над пятью регионами России ночью уничтожали украинские беспилотники

Российские средства противовоздушной обороны (ПВО) за ночь перехватили и уничтожили 12 украинских беспилотников над пятью регионами России. Об этом сообщили в Минобороны России

В России заявили об «отвратительных» встречах МВФ и Всемирного банка

Столь отвратительных весенних встреч между министерством Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирным банком, как в этом году, раньше не было, заявил исполнительный директор от России в МВФ Алексей Можин.

Продажи «Автоваза» взлетели на 65%

«Автоваз» продемонстрировал резкий рост продаж в апреле 2024 года, увеличив их на 64,8% по сравнению с апрелем 2023 года. Этот результат стал новым абсолютным максимумом компании с 2012 года, а общее число проданных автомобилей достигло 45,5 тыс. единиц.

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины

Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил о значительных повреждениях энергетической инфраструктуры страны.

В Польше предложили создать европейскую «тяжелую бригаду» без США

Глава МИД Польши Радослав Сикорский на канале TVP World предложил создать европейскую «тяжелую бригаду» войск для быстрого реагирования в связи с событиями в соседних с ЕС регионах без участия США.

Захарова: Одесса сбросит иго бандеровцев и станет свободным городом

Рано или поздно справедливое возмездие настигнет исполнителей и участников варварского преступления в Доме профсоюзов в Одессе, следует из комментария спикера МИД Марии Захаровой.

Жителя Приморья задержали за госизмену и работу на украинскую разведку

УФСБ России по Приморскому краю задержало местного жителя, подозреваемого в государственной измене и работе на Главное управление разведки Министерства обороны Украины, сообщает антитеррористическая комиссия Приморского края.
Мнения

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?