В четверг Владимир Путин, прибывший в Нижний Новгород с рабочей поездкой, побывал на головном предприятии группы «ГАЗ», которую государство активно поддерживало. Визит премьера на Горьковский автозавод был приурочен к подписанию соглашения о контрактной сборке в России легких коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter.
При таком производстве локализация просто экономически нецелесообразна, и никто ею заниматься не будет
Ежегодно на нижегородском предприятии планируется выпускать до 25 тыс. «меринов». Концерн Daimler намерен вложить в данный проект более 100 млн долларов, заверил Путина глава компании Mercedes-Benz Cars Дитер Цетше.
Поле небольшой экскурсии по автозаводу премьер провел совещания по развитию российской автомобильной промышленности до 2020 года.
По мнению Путина, кризисную черту автопром уже преодолел – теперь пора ставить долгосрочные задачи.
«Отрасль действительно восстанавливается, и у нас есть возможность от оперативного антикризисного реагирования переходить к постановке системных долгосрочных задач. Прежде всего, связанных с привлечением инвестиций, технологической модернизацией», – сказал премьер.
Об инвестициях Путин заговорил не случайно. Каждая вторая «легковушка», собираемая в стране, выходит с конвейера именно зарубежных автоконцернов. На базе иностранных инвестиций и технологий успешно развиваются три новых крупных автомобильных кластера: в Тольятти, в Калуге и в Петербурге. Отдельно премьер отметил роль Renault-Nissan в подготовке масштабной программы технического обновления АвтоВАЗа.
Ежегодно в России открывается новый автомобильный завод, причем, как заметил Путин, «такой, который выпускает автомобили самых известных мировых брендов». В качестве примера он привел ИжАвто, на площадке которого уже в будущем году может быть выпущено порядка 126 тыс. машин, половину из которых составят бренды Renault и Nissan. При этом Путин добавил, что в период кризиса ни один крупный проект в этой области не был свернут.
Итоги 2010 года подвел глава Минпромторга Виктор Христенко. «До конца года ожидаем, что рынок легковых автомобилей достигнет уровня 1,75 млн штук, то есть рост на 28,5%, – подчеркнул министр. – А если добавить подержанные машины, то рынок достигнет уровня в 1,9 млн штук».
По его словам, в 2010 году «покупатели вернулись в автосалоны» вместе с очередями.
Впрочем, правительство все равно продолжит программу стимулирования спроса на автомобили. В 2011 году на эти цели будет выделено 17 млрд рублей, заверил Путин. В частности, 3,5 млрд рублей пойдет на утилизацию, 2,8 млрд – на программу льготного кредитования, 1 млрд – на перевозку автомобилей на Дальний Восток и перевозку произведенных там машин в другие регионы страны.
Ранее сообщалось, что 13,5 млрд рублей из российского бюджета планируется потратить на завершение госпрограммы утилизации старых автомобилей. Она стартовала в России в марте 2010 года. С начала года в ее рамках было выдано 400 тыс. сертификатов, предоставляющих скидку на покупку нового автомобиля при сдаче в утиль старого.
В 2010 году на стимулирование внутреннего спроса на автомобили Россия потратила 44 млрд рублей, из которых 13 млрд пошли на финансирование программ утилизации и льготного автокредитования.
Но этого, считает глава правительства, недостаточно. Путин предложил распространить субсидирование процентной ставки на все кредиты, взятые производителями автомобилей в период кризиса. В федеральном бюджете на 2011 год зарезервировано на эти цели 6 млрд рублей. «Но эта преференция касается только так называемых инвестиционных кредитов, взятых на расширение и модернизацию производства», – пояснил Путин.
«Предлагаю подумать над тем, чтобы распространить субсидирование процентной ставки и на те кредиты, полученные в период кризиса с использованием механизма госгарантии. То есть на кредиты, полученные в период кризиса», – приводит его слова «Интерфакс». Кроме того, по словам премьера, стоит «подумать о расширении программы утилизации на грузовики и автобусы». «Думаю, что учитывая успешность программы по утилизации легковых автомобилей, нужно подумать о различных схемах поддержки утилизации грузовых автомобилей и автобусов», – сказал премьер.
Уже в первом квартале 2011 года Минпромторг, Минфин и Минэкономразвития должны будут представить свои предложения на этот счет.
Еще одно предложение премьера касалось требований по выпуску машин в режиме промсборки. Путин напомнил, что режим промсборки был введен пять лет назад. В качестве условия выдвигалось требование создать производственные мощности для выпуска не менее 25 тыс. автомобилей. «В современных условиях этот потолок, конечно, нужно поднимать», – считает он.
По словам главы правительства, «при таком производстве (25 тыс. машин в год – прим.) локализация просто экономически нецелесообразна и невыгодна и никто ею заниматься не будет». При этом он особо отметил, что изменения режима промышленной сборки не коснутся ранее заключенных соглашений.