Министр финансов Алексей Кудрин в очередной раз раскритиковал транспортную политику столичных властей. По его словам, в последние годы Москва недостаточно инвестировала в развитие дорожной сети, и теперь, чтобы решить проблему пробок, потребуются годы.
Часть проблемы состоит в том, что Москва не только город, но и федеральный центр, поэтому у него сразу две «финансовых няньки
«Пробки на московских дорогах за один год не ликвидировать. Это работа нескольких лет, работа на многие годы», – заявил Кудрин на слушаниях в Совете Федерации.
Чиновник рассказал, что в 2000 году Москва тратила на строительство дорог 26,7% своего бюджета, в 2008 году эта цифра сократилась до 8%, а в 2010 году – до 4,4%.
Другие регионы все это время наращивали «дорожные» расходы: 4,4% – в 2000 году, 7,1% – в 2008 году, 6,1% – в 2010 году. Регионы-доноры и города с метрополитеном в текущем году потратились на дороги еще больше: первые выделили на строительство дорог 9,3% от своих расходов, вторые – 8,2%.
В Москве, напротив, расходы на дороги резко упали, заметил Кудрин и вынес неутешительный приговор: «Московское правительство не поддержало соответствующие расходы по дорожному строительству, как другие субъекты РФ».
Согласно данным, которые приводит Минфин, за десять лет доходы консолидированных бюджетов российских регионов (без учета Москвы) выросли в 5,5 раз, сообщает ИТАР-ТАСС. Аналогичный показатель и у столицы. Только вот если расходы регионов на дорожное хозяйство за это время увеличились в 8,8 раза (с 37,7 млрд до 330,8 млрд рублей), то расходы Москвы – всего лишь в 1,2 раза (с 46,2 млрд до 55,4 млрд рублей).
Стоит сказать, что в июне этого года Кудрин уже обращался с подобными претензиями к столичному правительству. Недостаток финансирования дорожного строительства он тогда объяснил тем, что Москва отправила средства на «иные цели».
В ответ на это первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк заявил, что большая часть бюджета столицы уходит на решение социальных проблем. По его подсчетам, расходы в этой сфере за 10 лет выросли в 29,3 раза. При этом чиновник заметил, что претензии к московскому бюджету возникают у главы Минфина с определенной периодичностью – обычно это происходит, когда нужно принимать принципиальные решения о федеральном участии в поддержке развития и совершенствования транспортной системы московского региона.
Ранее бывший мэр столицы Юрий Лужков жаловался, что Москва перестала получать от федерального центра деньги на эти цели.
«Кудрин говорит, по сути, о том, что нужна норма от расходов бюджета, которая должна направляться на дорожное строительство, – комментирует старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. – Однако такой нормы нет».
Каким образом происходит распределение средств? Планы по дорогам составляются в дорожном управлении города в соответствии с представлениями о первоочередных потребностях города, объясняет эксперт. Далее город должен выделить средства на эти работы. Объемы средств определяются согласно с теми приоритетами, которые «набросал» для себя мэр, и с тем, сколько он сможет «выбить» из федерального бюджета.
Пробки на московских дорогах за один год не ликвидировать. Это работа нескольких лет, работа на многие годы
«Если Центр деньги на дороги дает, то это означает, что выделенные на дороги федеральные средства сэкономят мэру городские деньги, и он направит их на покрытие какой-то другой потребности. Зачем ему усердствовать перед Центром в наращивании средств на дорожное строительство?» – говорит Душин.
Часть проблемы состоит в том, что Москва не только город, но и федеральный центр. «Поэтому у него сразу две «финансовых няньки», – отмечает аналитик.
В России, как правило, деньги на дороги выделяются исходя из того, сколько было потрачено в прошлых периодах. Исходя из статистики, представленной Кудриным, можно подумать, что за последние 8–10 лет в России стали гораздо больше строить дорог. Однако это не совсем так.
По темпам дорожного строительства Россия до сих пор ничем похвастаться не может. Так, в период с 1995-го по 2008 год протяженность авто- и железнодорожной сети в нашей стране почти не увеличилась. К примеру, в 2008 году было построено всего 2,3 тыс. километров дорог, федеральных трасс и того меньше – 560 километров, в 2009 году – 1,4 тыс. и 1159 километров соответственно.
А вот еще статистика: в Пскове (данные Псковстата) в 2007 году было построено 28,6 километров дорог, в 2008 году – 10 километров, в 2009 году – 7,8 километров. Если в других регионах (хотя бы нескольких) ситуация аналогична, то можно говорить о том, что растущие расходы на дороги еще не значат, что их больше строится. Скорее всего, строительство просто дорожает.
Точно подсчитать, сколько за последние 10 лет Москва построила дорог, невозможно. Потому что по большей части приходится «латать» уже имеющиеся километры. Известно, например, что в прошлом году в Москве было капитально отремонтировано почти 6,5 млн квадратных метров дорог.
При этом, по оценкам Ресина, на строительство дорог Москве ежегодно требуется 150–200 млрд рублей. В 2011 году в столице планируется построить 23,89 км дорог.
Для справки: стоимость 1 километра четырехполосной автострады в Китае равняется 2,9 млн долларов, в Бразилии – 3,6 млн долларов, в России – 12,9 млн долларов (трасса Москва – Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км –134 млн долларов; Четвертое кольцо Москвы – около 400 млн долларов). Выходит, что даже на 200 млрд рублей много в Москве не построишь.
В настоящий момент протяженность столичных автодорог превышает 4,4 тыс. километров, и автомобилистами остро ощущается их дефицит. При этом Генеральный план развития Москвы до 2025 года предполагает увеличение протяженности московских дорог примерно до 6 тыс. километров. Вопрос в том, за чей счет будет этот «банкет».