Выступая в четверг в Мосгордуме, Сергей Собянин озвучил свои задачи на посту мэра Москвы. Первым делом столичный градоначальник пообещал разобраться с городским бюджетом. Он назвал структуру бюджета Москвы похожей на глубоко дотационный регион депрессивного свойства.
Проекты, под которые Москва пыталась освоить средства, удивляют своей масштабностью, амбициозностью и высокой коррупционной составляющей
«Чтобы город не стал банкротом, чтобы сохранить возможность развиваться, необходимо очень рачительно относиться и к тратам бюджета. И самым скрупулезным образом проанализировать его доходную часть», – сказал Собянин.
О том, действительно ли со столичным бюджетом все так плохо, а также какие проекты бывшего градоначальника были наиболее одиозными с точки зрения градостроительной политики и бюджетных расходов, газете ВЗГЛЯД рассказал заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики Илья Соколов.
ВЗГЛЯД: В четверг мэр столицы Сергей Собянин выступил перед депутатами Мосгордумы с критикой экономической и финансовой политики прежних городских властей. В частности, он считает, что структура бюджета Москвы похожа на глубоко дотационный регион депрессивного свойства. Вы согласны с этим утверждением?
Илья Соколов: С тем, что Москва – это дотационный регион, согласиться сложно. Минфин устанавливает размер дотаций субъектов, исходя из уровня бюджетной обеспеченности региона. А по последнему пункту у Москвы все в порядке – налоговый потенциал столицы огромен.
Другое дело – проекты, под которые Москва пыталась освоить средства, удивляют своей масштабностью, амбициозностью и высокой коррупционной составляющей. К примеру, говорилось же о том, что стоимость одного километра 4-го транспортного кольца схожа со стоимостью производства коллайдера. Поэтому вопросы о коррупционной составляющей по проектам напрашиваются сами по себе.
ВЗГЛЯД: На ваш взгляд, что встанет на повестку дня нового столичного правительства?
И.С.: Те проблемы, которые предлагает решать Собянин, – это очевидное наследие предыдущего правления.
Следует более щепетильно относиться к таким проектам, как «Москва-Сити» и Четвертое транспортное кольцо. Не нужно подписываться под чем-то подобным в будущем.
Будут пересмотрены проекты, которые еще не реализованы.
Кроме того, на мой взгляд, скоро на повестке дня встанет вопрос об объединении столицы с Московской областью. Только трудовая миграция из области в столицу оценивается в порядка 3 млн человек.
Другое дело, что недостатком этого процесса будет слишком сильная автономия этого субъекта. Понятно, что вес этого региона будет очень большим.
Заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики Илья Соколов (фото: iet.ru) |
ВЗГЛЯД: Собянин назвал проект строительства «Москва-Сити» ошибкой. Что с ним будет в будущем?
И.С.: Власти не пойдут на полную остановку проекта, но, скорее всего, до конца он реализован не будет – изменится наполнение проекта и будет пересмотрена проектная документация. Если полностью остановить проект, то это будет означать обнуление всех предыдущих бюджетных расходов.
ВЗГЛЯД: Собянин также заявил о возможности внесения корректировок в Генплан столицы...
И.С.: Генплан как инструмент территориального планирования необходим с точки зрения стратегического развития столицы, поэтому задаваться целью его искусственного изменения в ближайшие месяцы не стоит. Это слишком долгосрочный документ, чтобы вносить корректировки в спешном порядке.
Но, с другой стороны, Генплан – это еще одна из нерешенных проблем прежнего столичного руководства.
К потенциальным проблемам, которые содержит Генплан в существующем варианте, можно отнести следующее: строительство транспортной инфраструктуры, а также обеспеченность жильем граждан.
Кроме того, не до конца решен вопрос по поводу вывода промышленных предприятий из центра. Существует огромное количество заводов, которые не используются по прямому назначению и занимают огромные площади. Но и принять Генплан, который удовлетворял бы интересы всех граждан, невозможно.
ВЗГЛЯД: Собянин говорит о снижении объема инвестиций в столичную экономику. Что нужно сделать, чтобы повысить инвестиционную привлекательность Москвы?
И.С.: Инвестиции как источник развития оправданы только в том случае, если есть куда вкладываться. Если нет таких проектов, то искусственно их создавать нецелесообразно. Можно задаться целью накачать бюджет и сделать его полностью инвестиционным, однако в этом случае можно увлечься такими проектами, как «Москва-Сити» и строительство Четвертого транспортного кольца. Если это произойдет, то коррупция еще больше возрастет.
Понятно, что коррупционная составляющая есть и в сфере ЖКХ, но она намного меньше, чем там, где речь идет о новых инвестициях. Содержание априори менее коррупционно, чем инвестиции. Особенно нельзя проверить, сколько потрачено на самом деле, когда что-то закапывается в землю или прячется под штукатурку.