Без верхней планки
Газпром начал закупать природный газ Азербайджана. Об этом, как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на управление информации Газпрома, рассказал на производственном совещании председатель правления холдинга Алексей Миллер.
Мы будем закупать столько, сколько азербайджанская сторона сможет поставить
«В течение прошлого года нам удалось провести очень конструктивные переговоры с азербайджанскими коллегами, и всего через несколько месяцев после подписания контракта газ поступает в нашу систему», − цитирует его слова агентство.
Также Миллер заявил о том, что «очень важной отличительной особенностью подписанного контракта является то, что не установлена верхняя граница объемов закупки газа, мы будем закупать столько, сколько азербайджанская сторона сможет поставить».
Путешествие газа из Эрзерума в Москву
Напомним, контракт между Россией и Азербайджаном по поставкам топлива из закавказской страны был подписан в октябре 2009 года. Тогда российский концерн обещал приобретать у южного соседа по 0,5 млрд кубометров в год. 26 декабря, как сообщает Reuters, стороны договорились об увеличении поставок до 1 млрд кубометров.
Главный источник азербайджанского голубого топлива – морское месторождение Шах-Дениз, расположенное в 70 км к юго-востоку от Баку. Его запасы оцениваются в 1,2 трлн кубометров газа и 240 млн тонн газового конденсата.
Сейчас основной поток газа с месторождения по южно-кавказскому газопроводу идет в Турцию, в Эрзерум. Однако в Баку в последнее время недовольны позицией Анкары по транзиту. По словам лидера Азербайджана Ильхама Алиева, которые он произнес в октябре 2009 года, «наши возможности иссякли, и данные нам предложения никогда не могут быть приняты».
Азербайджан поставил ножку Nabucco
Значение соглашения без ограничения объема закупок не только в том, что Азербайджану удалось решить свои сложности с Турцией. Это максимально усложняет реализацию проекта Nabucco – газопровода из Турции в Германию через балканские страны в обход России.
Дело в том, что для такого проекта нужны ресурсы. Предполагалось, что их предоставят Иран, Азербайджан и Туркмения. Однако в поставки топлива с юга Ирана могут вмешаться политические проблемы. Азербайджан ушел в Россию.
Туркмения же, которая намеревалась продавать газ со своих месторождений в Прикаспийском регионе, раздувала свои запасы: так, аудиторы завысили запасы газа на месторождении Южный Иолотань-Осман как минимум в три раза. Кроме того, Ашхабад в первых числах 2010 года подписал новое соглашение с Москвой о поставках топлива, разорванное в апреле 2009 года. Теперь из закаспийской страны в Россию будет приходить 30 млрд кубометров газа ежегодно.
С учетом того, что в декабре был открыт газопровод, соединяющий Туркмению с Китаем, по которому туда должно поступать около 40 млрд кубометров газа ежегодно, а всего Туркмения добывает 80 млрд кубометров, перспективы альтернативы «Южному потоку» − российскому газопроводу в Италию и Австрию в обход Украины и через Балканы – выглядят крайне туманными.
Скрытая катарская угроза
«Новый контракт, действительно, создает дополнительные сложности для проекта Nabucco», − рассказывает глава Фонда энергетической безопасности Константин Симонов. Однако Симонов не склонен считать, что проект на этом закончится. «Азербайджанский газ – не главное, он изначально должен был базироваться на газе Туркмении и Ирана, однако там все тоже очень сложно», − описывает эксперт.
Впрочем, по его словам, для России сейчас желание не допустить попадания газа к конкурентам – не самая главная задача. «У меня вызывает сомнение экономическая эффективность покупок у Азербайджана и Туркмении, к тому же заработать на этом газе мы сможем только как транзитеры – для нас важнее бороться с конкуренцией со стороны Ирана и Катара», − убежден Симонов.