Треть российских продавцов одежды (из 42 тыс. ритейлеров) закроется к концу текущего года, заявил в интервью Bloomberg глава Европейского совета по экспорту текстиля и одежды Райнхард Депфер.
Спрос и продажи за последние 4–5 месяцев уже снизились на 15–25%
Кризис заставил потребителей сокращать расходы, что сказалось на продажах одежды, утверждает Депфер. Этим летом, скорее всего, не будет продано около 35% поставок из Германии, которая является одним из крупнейших европейских экспортеров.
«Многие крупные немецкие поставщики удалили из списка своих партнеров от 20% до 30% российских ритейлеров, потому что они больше не удовлетворяют основным условиям ведения торговли», – сказал Депфер.
Он считает, что за первый квартал 2009 года продажи немецкой одежды в России упали на 6% – до 162 млн евро (231 млн долларов). В течение года, по словам эксперта, снижение только ускорится, а в осенне-зимний период составит 30%.
Тем не менее некоторые российские аналитики считают, что оценка Депфера слишком пессимистична.
«Около 10–20% розничных продавцов могут обанкротиться в этом году, но не одна треть», – подчеркнула Анна Лебзак-Клейманс, президент Fashion Consulting Group.
По ее словам, некоторые из остановленных немецких отгрузок будут заменены более дешевыми товарами из Китая и Турции.
«Розничные сети могут сократить количество точек, но не закроются полностью», – добавила Лебзак-Клейманс.
Опрошенные ВЗГЛЯДом эксперты также не согласны с утверждением Райнхарда Депфера.
«Максимум торговые сети закроют часть магазинов. До того, чтобы закрываться полностью, дело не дойдет. Крупные компании останутся, могут уйти мелкие игроки», – отметила Сабина Мухамеджанова из Банка Москвы.
«Думаю, в заявлении имелось в виду не то, что снизится на треть количество ритейлеров. Речь идет о сокращении присутствия торговых марок, европейских брендов одежды», – пояснил ВЗГЛЯДу Максим Бородин из «Финама», добавив, что под ритейлерами стоит понимать компании, располагающие собственными торговыми объектами и ведущие торговую деятельность.
Снижение платежеспособного спроса, смещение спроса в России в пользу средних и низких ценовых сегментов, девальвация национальной валюты, которая повлияла на рост стоимости продукции, – все это, по его мнению, может привести к сокращению доли присутствия иностранных марок одежды на российском рынке.
«Речь идет не об уменьшении числа магазинов, а о сокращении дорогого ассортимента. Вероятно, будет происходить снижение числа ритейлеров, но у него будут меньшие масштабы. Сокращение на 30% вполне можно назвать адекватным», – отметил Бородин.
Эксперт добавил, что, по оценкам различных игроков рынка одежды, спрос и продажи за последние 4–5 месяцев уже снизились на 15–25%.
По данным исследовательского центра «Ромир», в условиях кризиса почти две трети россиян (61%) готовы сократить расходы на покупку одежды. При этом, по результатам опроса, проведенного порталом SuperJob.ru, за прошедший год выросло количество покупателей в магазинах формата секонд-хенд. Одежду и обувь в них приобретают 11% россиян.