Газпром намерен занять 5–10% американского рынка природного газа. Об этом, как сообщает Reuters, заявил полпред правления корпорации Александр Медведев.
Компания хочет сказать этим: если вы не хотите покупать наше топливо, мы найдем, кому его продать
По данным, которые озвучил Медведев, сейчас доля Газпрома на этом рынке составляет 0,5%. «Вместе с газом со Штокмана и Ямала наша доля вырастет до 5–10%, вообще же мы планируем поставлять в Северную Америку 17% газа со Штокмана», – цитирует агентство слова Медведева.
Напомним, Штокмановское месторождение с запасами в 3,7 трлн кубометров газа, расположенное на шельфе Баренцева моря в 600 км от Мурманска, пока не разрабатывается компанией.
Когда было принято решение об освоении Штокмана, предполагалось, что добытый газ будут превращать в сжиженный на терминале в поселке Териберка, а затем танкерами отправлять в США. Для этого монополия собиралась привлечь иностранного инвестора.
Однако в октябре 2006 года планы газового гиганта изменились: компания отказалась от иностранного участия в проекте и заявила, что энергоноситель, который будет добываться со дна моря, пойдет в Европу – по газопроводу «Северный поток». Тем не менее годом позже представители компании заявляли, что в 2014 году начнутся поставки сжиженного природного газа (СПГ) в Северную Америку.
Ранее представители Газпрома уже неоднократно заявляли о своем намерении выйти на американский рынок. В октябре 2008 года об интересе российской газовой монополии к Аляске заявил Александр Медведев. Речь шла о возможном участии компании в строительстве газопровода Denail из самого северного американского штата в более южные.
Кроме того, Газпром мог принять участие в освоении месторождения North Slope с запасами в 1 трлн кубометров газа.
Кроме Северной Америки Газпром контролирует до 30% европейского рынка природного газа, от него практически полностью зависят ряд стран Центральной и Восточной Европы. Кроме того, компания намерена в ближайшее время реализовать два амбициозных проекта по поставке топлива в Евросоюз в обход традиционных транзитеров – Украины и Белоруссии.
Речь идет о трубопроводе «Северный поток» (из России в Германию по дну Балтийского моря) мощностью около 30 млрд кубометров в год и «Южный поток» (по дну Черного моря из России в Грецию, затем в Италию), мощность которого была в мае 2009 года увеличена с 31 до 63 млрд кубометров в год.
Эксперты отмечают, что набранные компанией обязательства будут выполнены. «За счет Штокмана и Бованеновского месторождения на Ямале компания сможет удовлетворить нужду в топливе во всех этих проектах», – отмечает ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров. «Кроме того, компания всегда сможет покрыть недостаток за счет покупок на внутреннем рынке или у партнеров в Средней Азии – в Туркмении, Узбекистане и Казахстане», – уверен эксперт.
Однако Александров скептически относится к самой идее продвижения российского газового гиганта на заокеанский рынок. «У российского газа нет конкурентных преимуществ на рынке США, маржа от таких поставок будет ниже, чем от поставок в страны Восточной Азии», – отмечает эксперт ВЗГЛЯДа. «Транспортное плечо газодобытчиков в Юго-Восточной Азии аналогично российскому, а вот условия добычи несравнимо легче», – отметил Александров из «Файненшл Бридж».
Эксперт уверен: в Газпроме не ставят американское направление на первый план.
Он напоминает: Газпром недавно заморозил переговоры по контрактованию мощностей на терминале для приема СПГ в Канаде. «Компания хочет сказать этим: если вы не хотите покупать наше топливо, мы найдем, кому его продать», – считает эксперт.