Мировая авиаотрасль, возможно, достигла дна и демонстрирует первые признаки стабилизации, сообщает Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).
Ни в коем случае не стоит обнадеживаться, что завтра будет лучше
Перевозки пассажиров в мае текущего года упали только на 9,3% по сравнению с маем 2008 года. Загруженность рейсов сократилась до 71,2%, в то время как год назад этот показатель составил 74,5%. Грузовые авиаперевозки упали в мае на 17,4% – с учетом их снижения в апреле на 21,7%, майское сокращение спада воспринимается как положительная тенденция.
Это один из первых бесспорных признаков восстановления отрасли. Тем не менее долги и низкая стоимость активов помешают уверенному развитию этой тенденции, пишет «Интерфакс» со ссылкой на сообщение IATA.
«Возможно, мы достигли дна, но до возврата на прежние позиции еще далеко», – приводятся в сообщении слова главы ассоциации Джованни Бизиньяни.
Максимальный спад пассажирских перевозок был зафиксирован в мае в Азиатско-Тихоокеанском регионе – на 14,3%, в Северной Америке трафик упал на 10,9%, в то же время в Европе объем перевозок вырос на 2,1%.
Свиной грипп, по оценке IATA, сократил пассажиропоток по всему миру в среднем на 1%.
«Ни в коем случае не стоит обнадеживаться, что завтра будет лучше. Да, действительно, если мы посмотрим на цифры и объемы перевозок, которые предоставили мировые компании, то темпы спада по отношению к 2008 году перестали расти. То есть мы достигли стабилизации темпов спада», – рассказал ВЗГЛЯДу глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
По его словам, по-прежнему нельзя утверждать, что отрасль растет.
«Мы можем только лишь констатировать факт, что авиакомпаниям только сейчас удалось хоть как-то подготовиться к тому, чтобы отработать лето. Что будет вслед за этим, зависит лишь от здоровья мировой экономики в целом», – добавил специалист.
Пантелеев отмечает, что на данный момент на авиаотрасль влияет множество негативных факторов, начиная с глобальной рецессии, которая «просто-напросто убивает спрос на авиаперевозки», заканчивая второй волной заболеваний свиным гриппом, «вызывающим страх у обывателей».
«Если правительствам удастся удержать экономику от очередного витка кризиса, то можно утверждать, что дно достигнуто и дальше будет лучше. Важно понимать, что авиакомпании не создают кризис в экономике, но они очень чувствительны к тому, что происходит. Авиаперевозки, в первую очередь международные, являются самым активным фактором деловой активности», – подчеркнул аналитик.
В России ситуация отражает мировую, утверждает Пантелеев.
«Темпы спада объемов перевозок за предыдущие месяцы превысили 20%. В апреле российские авиакомпании сократили пассажирские перевозки по сравнению с апрелем предыдущего года на 20,5%. Показатели мая пока не подведены. Есть предположение, что в мае ситуация улучшилась, но незначительно. Можно предположить, что до августа итоги по российской авиационной индустрии будут не такими мрачными, как в первом квартале. Но осенью, возможно, станет хуже», – рассказал специалист.
Ранее IATA объявила, что в 2009 году убытки авиаперевозчиков могут составить 9 млрд долларов. Организация также прогнозирует, что сокращение выручки составит 15%: с 528 млрд долларов в 2008 году до 448 млрд долларов в 2009 году
«В современной истории нет прецедентов, сравнимых с сегодняшней рецессией. Нашу отрасль трясет. После 11 сентября выручка упала на 7%. Потребовалось три года, чтобы показатели восстановились, и это при условии сильного роста экономики. В этот раз падение составило 15%, или 80 млрд долларов», – заявил генеральный директор ассоциации Джованни Бизиньяни в начале июня.