По оценке рейтингового агентства Standard & Poor's (S&P), в среднем около 10–15% кредитных портфелей российских банков уже являются проблемными. По словам директора группы рейтингов финансовых институтов парижского офиса S&P Екатерины Трофимовой, этот показатель включает реструктурированную задолженность.
До 30–50% кредитных портфелей банков в ближайшие месяцы могут стать потенциально проблемными
«Плюс к этому до 30–50% кредитных портфелей банков требуют мягкой или жесткой реструктуризации в ближайшие месяцы и могут стать потенциально проблемными», – цитирует ее «Интерфакс».
По ее мнению, сейчас нельзя давать прогнозы по тому, какая часть из этих 30–50% кредитов действительно станет проблемной. Очевидно, что часть из них будет реструктурирована, а часть, возможно, будет продолжать благополучно обслуживаться, добавила Трофимова.
Она уточнила, что пока российская банковская система не достигла исторического среднестатистического уровня проблемной задолженности.
«По нашим наблюдениям, за последние 30 лет кризисов в развитых и развивающихся странах уровень проблемной задолженности превышал 35% кредитного портфеля», – подчеркнула специалист.
По поводу количества проблемных кредитных портфелей российских банков разные экономисты и чиновники расходятся во мнениях.
В конце февраля министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что Минфин оценивает объем невозврата кредитов тридцатке крупнейших российских банков в 2009 году в 10% от общего объема кредитного портфеля.
«Мы заложили 10% на невозврат кредитов», – сказал Кудрин, отметив, что если взять первую тридцатку российских банков, то резерв по невозврату кредитов оценивается в 883 млрд рублей, а без учета трех крупнейших госбанков – в 351 млрд рублей.
Однако уже в конце марта на закрытой встрече с банкирами министр финансов сообщил, что реальный уровень просроченных кредитов в банковском секторе РФ уже составляет около 10%.
При этом, согласно последним оценкам экспертного совета при правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, доля просроченных кредитов достигнет к концу года 10–20%.
Не так давно президент Альфа-банка Петр Авен в интервью The Financial Times заявил, что множество российских банков могут разориться до конца 2009 года. Причиной этого будет рост «плохих» долгов до 15–20% от общего объема кредитных портфелей. По его словам, основная волна банкротств случится в третьем квартале 2009 года.
Тем не менее первый зампред Банка России Алексей Улюкаев утверждает, что массовых банкротств в банковском секторе не будет.
S&P также подчеркивает, что не ожидает массовых банкротств российских банков.
«Многие банки испытывают более или менее серьезные проблемы, прежде всего с качеством кредитных портфелей и ликвидностью, но меры государства по поддержке банковского и реального сектора, а также регулятивное послабление в отношении обязательных нормативных требований позволят избежать столь массовых банкротств», – убеждена эксперт.
В то же время Трофимова согласилась с мнением министра финансов Алексея Кудрина о том, что Россию ждет вторая волна трудностей на финансовом рынке.
В конце марта Кудрин сообщил, что банковскую систему страны накроет новая волна проблем в связи с невозвратом кредитов реальным сектором.
«С подобными проблемами ликвидности, которые носят не конъюнктурный, как это было осенью 2008 года, а структурный характер, бороться очень сложно, деньгами их экстренно не зальешь», – говорит Трофимова.
По ее мнению, вторую волну проблем будет решить намного сложнее. В первую очередь, потребуются меры в отношении рекапитализации – как отдельных банков, так и банковской системы в целом. При этом выбор мер борьбы с ухудшением качества портфеля не так широк – это активное управление каждым портфелем банка, рекапитализация со стороны государства или акционеров и наращивание резервов. Есть еще более сложные способы, такие как создание фонда «плохих» активов, но это займет много времени, считает она.