«Сейчас по просьбе белорусской стороны мы приняли решение, и сегодня я подписал соответствующее постановление правительства. Мы предоставляем Белоруссии еще один кредит – 0,5 млрд USD. Прошу Министерство финансов оперативно исполнить это постановление правительства», – цитирует ИТАР-ТАСС заявление премьер-министра РФ Владимира Путина, которое он сделал 5 марта на заседании президиума правительства РФ.
Белорусско-российские отношения становятся всё более закрытыми
Он напомнил, что в прошлом году Россия предоставила Белоруссии стабкредит в объеме 1 млрд долларов. Кроме того, Газпром проплатил за акции Белтрансгаза более 1,2 млрд долларов.
В министерстве финансов Белоруссии агентству «Интерфакс-Запад» сообщили, что ожидают сообщений от Минфина РФ относительно срока заключения кредитного соглашения. Не исключается, что соглашение может быть заключено 6 марта.
Белоруссия между тем оказалась в положении, когда ожидает поступления целых двух кредитов – 100 млрд российских рублей и второго транша двухмиллиардного кредита, первый транш от которого поступил в 2008 году, а второй ожидался до конца февраля 2009 года.
Напомним, что 100 млрд рублей официальный Минск попросил 3 февраля на заседании высшего госсовета Союзного государства «для того, чтобы использовать его для расширения расчетов в российских рублях», сообщил тогда министр финансов РФ Алексей Кудрин.
По мнению белорусских экспертов, на этот раз в страну пришла половина от второго транша двухмиллиардного кредита. «В Белоруссию поступит первая часть второго транша российского кредита, о котором стороны договорились в 2008 году», – об этом в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал экономический обозреватель газеты «Белорусы и рынок» Владимир Тарасов.
По его мнению, то, что транш разбили на части, означает, что Россия хочет получить дополнительные уступки от официального Минска.
Независимый экономист Леонид Злотников согласился с этим мнением. По его мнению, одним из экономических условий кредита может стать исправление ситуации с продажей российских товаров в Белоруссии. «Российская сторона считает, что ограничение продаж российских товаров на белорусском рынке не соответствует таможенному союзу. И наши, вроде бы, согласились исправить ситуацию», – отметил он.
По словам политолога Валерия Карбалевича, из политических условий на поверхности лежит признание Южной Осетии и Абхазии. «Возможно также, что среди условий – приход российского капитала на белорусские предприятия или введение российского рубля во взаиморасчетах», – заметил он.
«Белорусско-российские отношения становятся все более закрытыми», – добавил эксперт.
Между тем несколько иную точку зрения о причинах задержки второго транша высказал политический обозреватель Павлюк Быковский. «Не думаю, чтобы были конкретные требования, – отметил он в интервью газете ВЗГЛЯД. – У России сейчас есть более насущные потребности, чем кредитовать Белоруссию. И вполне вероятно, что Владимиру Путину пришлось доказывать, что отказать Минску в кредите нельзя».
По мнению экспертов, потребность в заимствованиях у России в Белоруссии сохраняется.
«Производство и экспорт падают. Если я не ошибаюсь, в январе белорусские предприятия получили на 35% меньше валютной выручки, чем за аналогичный период прошлого года. А валюта нужна, чтобы поддерживать белорусский рубль», – напомнил Валерий Карбалевич.
Быковский, в свою очередь, отметил, что потребность в кредите сейчас не самая острая – так как Белоруссия недавно получила часть платежа за Белтрансгаз, пришел первый транш кредита от МВФ. «Но деньги все равно нужны, в первую очередь, из-за отрицательного торгового баланса. Прежде всего, для того чтобы расплатиться с Россией, где Белоруссия покупает газ, нефть, сырье», – заключил эксперт.