Отставка Валерия Окулова с поста главы национального перевозчика не стала неожиданностью, в последнее время активно муссировались слухи о неминуемой смене гендиректора.
С уходом Ельцина в отставку Окулов не покинул компанию
Окулову уже несколько раз предлагали сменить работу, однако каждый раз он отвечал отказом. Летом прошлого года министр транспорта Игорь Левитин звал его возглавить Росавиацию, а 13 марта он же предложил Окулову кресло своего заместителя. Теперь Окулов вынужден согласиться.
«Валерий Окулов принял предложение Левитина стать его заместителем», – заявил источник РИА «Новости». Правда, пока неизвестно, чем конкретно он будет заниматься в министерстве.
Окулов начинал в «Аэрофлоте» штурманом, затем в 1997 году стал генеральным директором. Карьерный успех Окулова часто объясняли его родственными связями – теперь уже бывший глава «Аэрофлота» женат на дочери первого президента России Бориса Ельцина – Елене.
С уходом Ельцина в отставку Окулов, однако, не покинул компанию.
Некоторые аналитики связывают уход Окулова именно сейчас с тем, что он скептически относился к созданию на базе AirUnion под крылом влиятельной госкорпорации Ростехнологии конкурента «Аэрофлота» компанию «Росавиа». Прошлой осенью Окулов выразил свое отношение к компании, сравнив процесс ее создания с надуванием «пузыря».
Конфликт с властями обострился тоже осенью: Ростехнологии и правительство Москвы потребовали, чтобы ФАС лишила «Аэрофлот» роялти, которые ему платят иностранные компании за пролет над территорией России.
Не всегда удавалось Окулову найти точки согласия и с министром транспорта, председателем совета директоров Игорем Левитиным. Так, Левитин, в отличие от Окулова, холодно относится к идее участия «Аэрофлота» в тендере на покупку «Чешских авиалиний» (CSA). Не исключено, что со сменой гендиректора «Аэрофлоту» придется отказаться от намерения участвовать в тендере на покупку акций CSA. Против идеи купить CSA выступает и миноритарный акционер российского перевозчика – «Национальная резервная корпорация» Александра Лебедева.
Сторонником этой идеи, по сути, выступал только менеджмент перевозчика, соглашается начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Поэтому, не исключает он, эти планы могут подвергнуться корректировке.
По мнению Пантелеева, было бы оправданным для нового руководителя сохранить хотя бы на первое время костяк старой команды управленцев, ключевых топ-менеджеров и руководителей департаментов. Эксперт объясняет это консервативностью авиационного бизнеса, которому быстрые изменения могут только навредить.
Отстоять лидерские позиции авиаперевозчика, особенно перед лицом создаваемой государством авиакомпании «Росавиа», – одна из наиболее сложных задач, которую предстоит решить новому руководству.
У «Аэрофлота» позиции настолько сильные, если говорить об авиационном бизнесе, что трудно представить, что за 2–3 года можно создать достойного ему конкурента, даже путем очень значительных инвестиций, сомневается эксперт. Поэтому новому главе «Аэрофлота» необходимо будет также налаживать диалог с правительством и отраслевыми чиновниками, предполагает Пантелеев.
Лучшим вариантом для авиаперевозчика сейчас будет преемственность той линии, которой придерживался Окулов, говорит Пантелеев. Речь идет об определенной консервативности, осторожности в ведении финансово-кредитной политики вкупе с экспансией на внутреннем рынке и укреплением позиций на международных рынках.
У петербуржца Виталия Савельева для выполнения этих задач вполне может хватить опыта и связей. Правда, к авиации он пока отношения не имел. С 2007 года он работал в АФК «Система». До этого Савельев возглавлял банк «Россия», руководил филиалом банка «Менатеп» в Санкт-Петербурге, работал в Газпроме заместителем председателя правления по финансам и советником гендиректора «Связьинвеста» по финансам и IT-технологиям. В 2004 году был назначен заместителем министра экономического развития и торговли. В 2007 году вместе с Германом Грефом покинул МЭРТ и ушел в АФК «Система», где занимал должность первого вице-президента.