Перекуем ВАЗы на игрушки
Тольятти необходим ребрендинг. Такое мнение, как передает «Интерфакс», во вторник во время выступления на III Самарском экономическом форуме высказал заместитель министра промышленности и торговли России Станислав Наумов.
Задача – трудоустроить тех, кого уволят с АвтоВАЗа, но про экономическую эффективность никто также не будет забывать
По его словам, на промышленных окраинах «Самарско-Тольяттинской городской агломерации» планируется расположить несколько инновационных технологических кластеров: авиакосмический, автомобилестроительный и кластер высоких технологий (IT-парк «Жигулевская долина»). Новыми направлениями в развитии региона, как сказал чиновник, должны стать индустрия энергоэффективных приборов, медицинских изделий и даже детских товаров.
Смешарики пропишутся в Тольятти
Как говорили в кулуарах Самарского экономического форума, рассказывая о перспективе выпуска в Тольятти детских товаров, Станислав Наумов имел в виду создание технопарка «Детпром-Тольятти». Последний предполагается создать совместно с Ассоциацией индустрии детских товаров на территории 12−15 га из 660 га особой экономической зоны.
Предполагается, что технопарк займется производством игрушек и товаров для новорожденных, спортивно-обучающих игр, а также сборкой велосипедов и электромобилей с последующей локализацией производства деталей и комплектующих. При этом, по данным Ассоциации индустрии детских товаров, соответствующие производства будут создаваться при участии компаний «Алиса», «Звезда», МТП, «Русский стиль» и «Мармелад» (торговая марка «Смешарики»). Предположительный объем инвестиций в проект составит 1,3 миллиарда рублей, а на производстве будет занято порядка 1 тыс. выходцев с АвтоВАЗа.
Сокращение неизбежно
Намерение Минпромторга «переключить» автовазовцев на производство игрушек вполне понятно − сегодня волжский автогигант переживает тяжелые времена. Долги завода на 1 января 2010 года составят 76,3 млрд рублей, а выпуск машин после начала кризиса упал более чем вдвое. Если в 2008 году с конвейера сошло 800 тыс. автомобилей, в этом году ожидаются всего 324 тыс. машин.
Естественным следствием подобной ситуации стали слухи о массовых увольнениях. Говорилось о том, что за воротами АвтоВАЗа могут остаться 27,6 тыс. рабочих, однако затем эти цифры были опровергнуты. Тем не менее в октябре 2009 года президент АвтоВАЗа Игорь Комаров признал: до 2012 года будут сокращены почти 22 тыс. рабочих.
В октябре 2009 года заговорили о «плане реструктуризации завода». Тогда в город приехал Шувалов, который изложил основные идеи: создание вокруг Тольятти особой экономической зоны, стимулирующей развитие «автомобильного кластера». Это значит, что должны появиться предприятия, связанные с автопроизводством, но не входящие в АвтоВАЗ.
Автовазовцы займутся производством игрушек и товаров для новорожденных, спортивных игр, а также сборкой велосипедов и электромобилей
В ноябре 2009 года Шувалов заявил о создании двух дочерних компаний, в которые должны перейти 15 тыс. работников завода «старшего возраста». Они получили названия «АвтоВАЗ Перспектива» и «Реформинг центр». Эксперты отмечали: возможно, речь идет о демонстрации заботы о рабочих, так как чем будут заниматься эти компании, неясно. Тогда же Шувалов заявил, что не исключает развитие авиастроения в Тольятти.
Последняя идея в части того, что можно делать на мощностях тольяттинского гиганта, принадлежит правительству Самарской области: там предложили организовать площадку для утилизации старых автомобилей.
«Главное − сохранить занятость»
Для представителей завода предложения Наумова не стали неожиданностью. «Он нам рассказывал эти инициативы, наше мнение – мы готовы на перевод людей, в первую очередь, на высокотехнологичные производства», − отметил газете ВЗГЛЯД глава независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев. По его словам, занятость рабочих должна стать приоритетом при реформировании завода.
Эксперты отмечают: завод в его нынешнем виде не может быть экономически эффективным. «Реструктуризация АвтоВАЗа неизбежна, будут, к примеру, выделены предприятия по производству автокомпонентов, в результате чего освободятся рабочие, для этого и создается кластер», − отмечает заместитель директора агентства «Автостат» Сергей Удалов.
По его словам, чтобы избежать излишней «завязанности» Тольятти на автомобильную отрасль, планируется внедрить в агломерации и другие производства. «Задача – трудоустроить тех, кого уволят с АвтоВАЗа, но про экономическую эффективность никто также не будет забывать», − оптимистичен Удалов.
Проекты Минпромторга выглядят интересными, однако низкое качество продукции АвтоВАЗа стало общим местом. В самом деле, вряд ли в России найдется хоть один отец, который согласится положить своего ребенка в какую-нибудь «шестую модель» колыбельки от АвтоВАЗа, если последняя будет такой же по качеству, какой является аналогичная модель «Жигулей». Таким образом, Станиславу Наумову и другим госчиновникам нужно в первую очередь думать, как повысить трудовую культуру рабочих волжского автогиганта, которая сейчас находится на беспрецедентно низком по сравнению с мировым автопромом уровне.