Все ниже и ниже
Как заявил во вторник замглавы Минтранса Валерий Окулов, российские авиакомпании в 2009 году снизят перевозки пассажиров по сравнению с прошлым годом на 11%.
Если за 2008 год тарифы выросли более чем на 20%, то в этом году суммарный рост ожидается в районе 5%
«Рассчитываем по итогам года перевезти 44–45 млн человек», – цитирует его «Интерфакс».
Окулов отметил, что за 10 месяцев этого года перевозки сократились по отношению к прошлогоднему периоду на 13,3%. Чиновник подчеркнул, что глобально тенденции, отмеченные с начала этого года, к концу 2009 года изменений не претерпели. Речь идет о снижении глубины продаж авиабилетов, а также сокращении перевозок в бизнес-классе.
Скорее жив, чем мертв
Тем не менее ситуация постепенно стабилизируется. По данным Росавиации, объем авиаперевозок в России за три квартала 2009 года сократился на 15,3%, т.е. некоторое уменьшение авиаспада можно наблюдать уже сейчас. Однако отрасль по-прежнему переживает не самые лучшие времена. В частности, по данным Международной ассоциации пассажирского авиатранспорта (IATA), убытки компаний по всему миру за 2009 год превысят 11 млрд долларов.
Чтобы сохранить хоть какую-то выручку и удержать пассажиров, авиакомпании вынуждены были заморозить цены на авиабилеты, отмечает глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Если за 2008 год тарифы выросли более чем на 20%, то в этом году суммарный рост ожидается в районе 5%, то есть он даже будет отставать от темпов инфляции и темпов роста стоимости корзины потребительских товаров и услуг», – рассказал он газете ВЗГЛЯД.
Как подчеркивает эксперт, во многом за счет этого темпы снижения объемов перевозок уже измеряются единицами процентов, а не двухзначными цифрами.
Суровая реальность
Однако ожидания Минтранса в части восстановления спроса на авиаперевозки могут быть все же излишне оптимистичны. «По существующим рекомендациям международных авиационных органов есть корелляция между уровнем ВВП и изменением объемов перевозок. Согласно этим рекомендациям и исходя из прогнозов по снижению российского ВВП на 7,5%, спад пассажиропотока по итогам этого года может составить 13–15%», – отмечает Пантелеев.
При этом в следующем году, как отмечает эксперт, если продолжится тенденция роста стоимости нефти и улучшится макроэкономическая ситуация, «подвижность» россиян увеличится, и авиаперевозки снова могут пойти в рост.