Правление РЖД утвердило создание дочерней компании, специализирующейся на дальних пассажирских перевозках. Об этом сообщил в среду вице-президент железнодорожной монополии Михаил Акулов.
Говорить о проведении IPO в 2010 году не имеет смысла
Уставный капитал компании составит 136,8 млрд рублей.
По словам Акулова, Федеральной пассажирской компании (ФПК) будут переданы более 24 тыс. вагонов, которые сейчас находятся на балансе РЖД. ФПК возьмет на себя осуществление всех пассажирских перевозок РЖД и начнет работу уже с 1 апреля 2010 года.
Объем капитальных инвестиций компании в 2010–2020 годах составит 257,4 млрд рублей по базовому сценарию и 442,5 млрд – по «амбициозному», передает Reuters. Инвестиции будут проводиться за счет собственных средств и привлеченного кредитования. Заемные средства ФПК планирует привлекать только в базовом сценарии. В ближайшие три года ФПК закупит 1,5 тыс. вагонов и 4 тыс. вагонов в 2013–2020 годах по первому сценарию, 1,7 тыс. и 6,9 тыс. вагонов по «амбициозному» соответственно.
Доход ФПК, начиная с 2010 года, составит 165 млрд рублей в год, сказал Акулов. При этом потребность компании в кредитных ресурсах оценивается в более чем 50 млрд рублей. Займы ФПК будет привлекать «на рынке банковских кредитов», рассчитывая при этом на поддержку государства, в том числе на гарантии по кредитам.
В среду стало известно и о других планах РЖД, в частности, компания может начать подготовку к IPO. Об этом заявил старший вице-президент компании Вадим Михайлов. Комитет по стратегии РЖД уже рекомендовал совету директоров компании начать подготовку к проведению публичного размещения акций, однако в 2010 году IPO не состоится.
«Необходимо начать разработку этого вопроса, так как сама подготовка компании к IPO повышает уровень корпоративного управления», – отметил Михайлов.
Этот вопрос рассматривался во вторник комитетом по стратегическому развитию по обращению Минтранса. Комитет, как рассказал Михайлов, ответил Минтрансу, что в 2010 году проведение размещения нецелесообразно «в связи со сложившейся конъюнктурой рынка». «Необходимо вернуться к этому вопросу дальше», – сказал он.
«Если такое решение (о размещении РЖД) будет принято, нам надо к этому готовиться», – добавил вице-президент Валерий Решетников. По его словам, говорить о проведении IPO в 2010 году не имеет смысла, поскольку уровень рентабельности РЖД «менее одного процента».
Потенциальное желание проводить IPO есть у многих отечественных предприятий, однако российский рынок IPO стагнирует. С начала 2009 года в стране не проводилось ни одного классического IPO, были лишь технические листинги, отмечают эксперты. Главной преградой на пути восстановления рынка IPO аналитики называют низкую стоимость российских активов, которая отчасти объясняется упавшим по сравнению с докризисными временами спросом со стороны покупателей.
Как только на внутреннем рынке восстановится спрос на акции cо стороны стратегических инвесторов (в том числе мировых инвестфондов), откроется и рынок IPO.
Стоит сказать, что накануне глава Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина заявила, что государство не планирует в 2010 году приватизацию ряда крупных компаний с госучастием, в частности, РЖД.
На сегодня «базовый» вариант приватизации РЖД, который и фигурировал в документах к заседанию совета директоров компании, – IPO 20% акций в 2011 году, передает «Интерфакс».
Уставный капитал РЖД составляет 1,5 трлн рублей. Он разделен на более чем 1,5 млрд обыкновенных именных акций номиналом 1 тыс. рублей каждая. Единственным акционером РЖД является правительство РФ.