Национальная ассоциация участников электронной торговли России (НАУЭТ) презентовала в среду отчет «Состояние электронной торговли в России за 2007 год». Согласно этому отчету, российский рынок электронной торговли в течение последних пяти лет развивается в геометрической прогрессии.
В России насчитывается более 2 тысяч реально работающих интернет-магазинов и интернет-подразделений розничных компаний
Как рассказал на презентации исполнительный директор НАУЭТ Антон Никольский, этому способствует бурное развитие Интернета, которое наблюдается в последние годы. «В последние 2–3 года в России началось массовое внедрение широкополосного доступа к Интернету. Одновременно на порядок упала стоимость трафика», – рассказал он, пояснив, что это позволяет пользователям более широко использовать «всемирную паутину», в том числе для продажи и покупки товаров.
В то же время, в России до сих пор не принят закон о электронной торговле. Что, несомненно, тормозит развитие отрасли, считает Антон Никольский. И когда он будет принят, сегодня никто не может предсказать.
И всё равно российский рынок электронной торговли растет хорошими темпами. По данным НАУЭТ, его объем в 2007 году составил 7,906 млрд долларов, это почти на треть выше показателей 2006 года. А по сравнению с 2003 годом он вырос в 8,4 раз.
По мнению экспертов, в 2008 году рост рынка электронной торговли продолжится еще более высокими темпами. По некоторым прогнозам, он может увеличиться в два раза.
По данным НАУЭТ, в 2007 году объем рынка электронной торговли в сегменте В2С (ритейл) составил 3,250 млрд долларов. Причем эта цифра дана без учета сделок по бронированию туров и билетов через системы бронирования, без интернет-трейдинга (покупка и продажа ценных бумаг или валюты), без мобильной коммерции и электронных платежей.
За последние пять лет, как следует из отчета НАУЭТ, сегмент В2С рынка электронной торговли в России вырос почти в 7,6 раз. Для сравнения: в 2003 году его объем составлял 480,4 млн долларов, в 2006 году – 2,085 млрд долларов.
Основную долю этого сегмента занимают традиционные интернет-магазины (0,91 млрд долларов), цифровой контент (0,81 млрд) и интернет-магазины крупных розничных сетей (0,73 млрд ). При этом, по данным НАУЭТ, в настоящее время в России насчитывается более 2 тыс. реально работающих интернет-магазинов и интернет-подразделений розничных компаний. Наиболее крупными из них являются OZON, Exist.ru и Sunrise.
Рынок моментальных платежей, фактически относящийся к сегменту В2С, на презентации был рассмотрен обособленно. Председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ Борис Ким рассказал, что в 2007 году его оборот составил 14,6 млрд долларов (в 2006 году – 11,3 млрд). При этом число точек доступа к системе моментальных платежей выросло в два раза – до 300 тыс. А средний платеж увеличился на 6 рублей и составил 83 рубля.
В результате, как рассказал Борис Ким, за три последних года рынок вырос на 60%. Основными драйверами роста остаются платежи за услуги сотовой связи (96%) и Интернета (2%).
Доля коммунальных платежей, оплаты электроэнергии и услуг банков на рынке моментальных платежей в настоящее время ничтожна. «Однако именно в развитии этих направлений мы видим перспективы роста для этого сегмента», – пояснил Борис Ким. По данным аналитиков, в 2008 году рост рынка моментальных платежей составит порядка 20%.
Объем рынка электронной торговли в секторе В2В (электронные аукционы) в 2007 году немного уступил ритейлу. По данным НАУЭТ, он составил 2,288 млрд долларов, что на 32% больше, чем в 2006 году. А по сравнению с 2003 годом сектор В2В вырос в 7,2 раз.
Председатель комитета по электронным торгам и информационному обеспечению госзаказа НАУЭТ, гендиректор компании SET Online Антон Емельянов считает, что наибольший рост в ближайшие годы должен показать сектор B2G (госсектор) рынка электронной торговли.
По его словам, в настоящее время в России очень быстро формируется нормативная база для совершения госзакупок, в том числе с помощью электронных аукционов, а также определен порядок и требования их проведения».
В 2007 году объем госсектора на рынке электронных торгов составил 2,368 млрд долларов, из них 890 млн пришлись на электронные аукционы. По сравнению с 2006 годом он вырос всего на 4%. Однако пять лет назад объем сегмента B2G составлял всего 141 млн долларов, что в 16,8 раз меньше показателей прошлого года.
По мнению Антона Емельянова, электронные аукционы с точки зрения доступности и прозрачности существенно превосходят все другие формы госзакупок. Это уже поняли в Татарстане, Москве, Новосибирской области и еще ряде регионов. К примеру, за последние 2,5 года в Татарстане было проведено 16,2 тыс. электронных аукционов на размещение госзаказа, объем торгов на них составил 4,9 млрд рублей.
Всего с 2006 года в России было проведено 80,689 тыс. электронных аукционов (для сравнения: за этого же время прошло 72,82 тыс. торгов и других способов размещения заказа через Интернет). Объем торгов на них составил 20,736 млрд рублей.
Это позволило Антону Емельянову прогнозировать, что и в дальнейшем электронные аукционы останутся более востребованными. В том числе и среди коммерческих компаний. В качестве примера он привел «Газпром Нефть», ОГК–4, МТС и МГТС, которые уже начали переводить ряд вспомогательных закупок в форму аукционов. «В этом мы видим потенциал рынка», – пояснил он.
Однако, по его мнению, основной рост в сегменте B2G российский рынок электронной торговли покажет только после 2010 года. «Тогда будет снято ограничение по стоимости на проведение электронных торгов», – сообщил Емельянов, пояснив, что, согласно действующему законодательству, в России сумма сделки на электронных торгах не может превышать 1 млн рублей. Однако, как правило, стоимость госзаказа гораздо выше.
Снятие ограничения, как считает Антон Емельянов, даст огромный толчок: «На 2010 год мы намечаем прорыв в этой отрасли, благодаря которому рынок электронных торгов может вырасти на несколько порядков».