В понедельник состоялось заседание правительства России. На нем был рассмотрен вопрос «О проекте основных направлений бюджетной политики на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. и об основных характеристиках федерального бюджета на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.», а также «Об основных характеристиках бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.».
В настоящий момент перед правительством Российской Федерации и Банком России стоит задача переломить тенденцию ускоряющейся инфляции
Главной темой стало обсуждение основных параметров трехлетнего федерального бюджета на 2009–2011 годы.
В обозначенный срок расходы федерального бюджета на образование составят 1,4 трлн. руб. Об этом сообщил премьер-министр России Владимир Путин на заседании правительства в понедельник.
По словам главы правительства, образование останется ключевым приоритетом государства.
Другой важной составляющей государственной политики останется здравоохранение. По сообщению ПРАЙМ–ТАСС, глава правительства указал, что основные решения по этому направлению будут связаны с усилением борьбы с социально значимыми заболеваниями: ВИЧ, туберкулезом и сахарный диабетом. Планируется также увеличение объемов высокотехнологичной медицинской помощи.
Кроме того, по словам Владимира Путина, со следующего года в России начнется финансирование мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и отказу от вредных привычек – курения и пьянства.
С 2009 года изменения ожидают и структуру расходов на оборону.
«Прежде дополнительные ассигнования шли главным образом на текущее содержание и индексацию текущих расходов, проще говоря, на «проедание», – сказал Владимир Путин. Теперь же, отметил он, большая часть денег будет направлена на развитие Вооруженных Сил. На эти цели со следующего года и до 2015 будет направляться 70% всех средств, выделяемых на оборону.
Следовательно, на текущее содержание Вооруженных Сил останется лишь 30% средств, полагающихся армии. Сейчас, по словам председателя правительства, расходы на развитие Вооруженных Сил составляют 40%, а на содержание – 60% всех средств.
Кроме того, об основных направлениях бюджетной политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов и основных характеристиках федерального бюджета на этот же срок докладывали глава Минфина Алексей Кудрин и министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова.
Бюджетная комиссия одобрила основные положения федерального бюджета. В 2009 году его профицит составит 707 млрд рублей (1,5% ВВП), в 2010 году – 610 млрд рублей (1,1% ВВП), в 2011 году – 702 млрд рублей (1,1% ВВП).
Доходы бюджета в 2009 году ожидаются на уровне 19,6% ВВП (9,518 трлн рублей), в 2010 году – 18,7% ВВП (10,402 трлн рублей), в 2011 году – 18% ВВП (11,408 трлн рублей).
Расходы бюджета в 2009 году ожидаются на уровне 18,1% ВВП (8,811 трлн рублей), в 2010 году – 17,6% ВВП (9,792 трлн рублей), в 2011 году – 16,9% ВВП (10,706 трлн рублей).
По состоянию на 16 июня нынешнего года индекс потребительских цен составил 8,3% против 5,1% за аналогичный период предыдущего года. Наряду с ростом цен на импортируемое продовольствие, усиливается вклад монетарных факторов, отмечено в материалах к заседанию.
Для замедления роста цен Банком России предприняты меры по ужесточению денежно-кредитной политики. С начала года три раза повышалась ставка рефинансирования (общее повышение составило 0,75%), дважды принималось решение об увеличении нормативов отчислений коммерческих банков в фонд обязательного регулирования, а также коэффициента усреднения величины обязательных резервов. С учетом последнего решения, которое вступит в силу с 1 июля текущего года, увеличение нормативов резервирования составит 1–2,5 % по различным позициям.
Прогноз инфляции на текущий год составляет 10,5%. С учетом фактической динамики цен с начала года этот ориентир представляется труднодостижимым, отмечено в ходе заседания.
Поэтому для обеспечения целей по инфляции в размере 7,5% в 2009; 7% в 2010 и 6,8% в 2011 году нужно ужесточить денежно-кредитную политику и не допускать наращивания расходов бюджета, поскольку поступающие дополнительные нефтегазовые доходы бюджета в большей степени связаны с более высокой инфляцией и, если они направляются на расходы, то начинает раскручиваться «инфляционная спираль».
В настоящий момент перед правительством Российской Федерации и Банком России стоит задача переломить тенденцию ускоряющейся инфляции, привести ситуацию с денежным предложением в соответствие с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики.
Для обеспечения долгосрочной устойчивости бюджета и усиления его роли в развитии экономики правительством принято решение удлинить горизонт бюджетного планирования.
К 1 августа текущего года Минфин России совместно с субъектами бюджетного планирования должен разработать первую долгосрочную Бюджетную стратегию на период до 2023 года.
Ее целями являются обеспечение устойчивого роста экономики благодаря всесторонней оценке альтернативных вариантов налогово-бюджетной политики, своевременное выявление основных угроз бюджетной устойчивости, взвешенное решение социальных проблем, повышение прозрачности для граждан при принятии правительством решений, встраивание принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетный цикл и систему социально-экономического развития.
Источники дисбалансов могут лежать как на стороне доходов, так и на стороне расходных обязательств. Замедление роста добычи углеводородного сырья и сокращение удельного веса бюджетных доходов, поступающих из этого сектора, может привести к заметному снижению суммарных доходов бюджетной системы в процентах к ВВП.
С другой стороны, происходящие сдвиги в структуре населения в сторону увеличения удельного веса пожилого населения, требуют существенного увеличения социальных выплат, а для реализации инновационно-инвестиционного сценария необходимо повысить объем и качество расходов на здравоохранение, образование и науку.
Долгосрочное бюджетное планирование позволит сформулировать долгосрочные приоритетные цели и задачи бюджетной политики, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы.
Оно должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста.