Тот факт, что бизнес активно движется в сторону прозрачности, уже не удивляет. Это диктует как время, так и сам финансовый рынок.
Требования, указанные в хартии, вполне могли бы лечь в основу закона о коллекторской деятельности
Недавно Ассоциация региональных банков (АРБ) представила Кодекс ответственного потребительского кредитования. По мнению его разработчиков, он позволит не только повысить доверие между заемщиками и кредиторами, но и сможет стать дополнительным и, главное, добровольным саморегулирующим инструментом для участников рынка.
Примерно те же цели преследует и Хартия профессиональных коллекторских агентств, инициатором создания которой выступила Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). В понедельник хартию подписали около 20 коллекторских агентств и бюро.
По словам президента НАПКА Евгения Бернштама, хартия – это своего рода попытка соединить в одном документе все правила, нравственные принципы и подходы, которые коллекторы хотят соблюдать в своей повседневной работе.
«Впервые в истории российского коллекторского бизнеса мы договариваемся о единых правилах игры на этом рынке, о правилах, которые позволят сделать его более цивилизованным, прозрачным и понятным как для наших клиентов, так и для должников», – подчеркнула генеральный директор компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева.
Сам по себе документ утверждает стандарты качества предоставляемых услуг. И в связи с этим, пожалуй, главным положением хартии стали требования к коллекторским агентствам. Сюда относится страхование профессиональной ответственности, соблюдение конфиденциальности информации и договоров с клиентами, определенный уровень материально-технического обеспечения агентства и требования к работникам агентств.
Последнее, кстати, особенно актуально для коллекторского бизнеса. «Готовых специалистов не хватает, мы можем только заимствовать их друг у друга или же самостоятельно обучать. А на это требуется и время, и денежные средства», – рассказала Елена Докучаева.
Но не менее важным пунктом оказались и правила работы с должниками. К сожалению, сегодня именно эта часть деятельности коллекторских агентств не урегулирована, отмечают члены НАПКА.
Хартия определяет, когда и как можно «беспокоить» должника. В частности, призывая его начать переговоры о возвращении долга, нельзя забывать о времени суток: с 23 часов вечера до 6 часов утра делать это нельзя.
Если же должник настаивает на том, чтобы переговоры велись с его представителем, коллекторские агентства должны выполнить его пожелание.
Самое главное – работники коллекторских агентств не должны представляться сотрудниками органов государственной власти, что еще достаточно часто случается. Ко всему прочему коллекторы не имеют права предоставлять должнику недостоверную информацию, касающуюся как его долга в целом, так и последствий неуплаты долга. Тем самым запугивать должника никто не собирается.
Однако, согласно хартии, коллекторское агентство не должно способствовать неуплате долга.
«Соблюдая положения хартии, коллекторские агентства станут более прозрачными. Мы же в свою очередь укрепим доверие со стороны наших клиентов», – отметила Елена Докучаева.
Разработчики документа надеются и даже уверены в том, что компаний, разделяющих эти взгляды, станет больше. К слову, хартию подписали не только члены НАПКА, но и те, кто не вступил в ряды ассоциации.
Авторы документа считают, что требования, указанные в хартии, вполне могли бы лечь в основу закона о коллекторской деятельности. Разговоры о нем идут давно, однако дальше того, что понятие коллекторского агентства появилось в законопроекте «О потребительском кредитовании», дело не двинулось.
«Что касается хартии, считайте, это первый шаг к написанию закона. Последуют и другие», – говорят члены ассоциации.