Первоначально всей рекламы лишатся зоны, включенные ЮНЕСКО в список всемирного наследия. «Рекламные конструкции с территории вокруг Московского Кремля планируется вывести до 1 января 2009 года, к 1 июня 2009 года мы планируем освободить от рекламы территорию вокруг Новодевичьего монастыря, а к 1 декабря рекламных конструкций не должно быть на территории вокруг музея-заповедника «Коломенское», – сообщил председатель Комитета рекламы, информации и оформления города Владимир Макаров на заседании столичного правительства.
Все должно делаться с учетом интересов тех, кому в свое время было гарантировано ведение бизнеса в данных местах
Такие сроки потребуются, чтобы расторгнуть существующие договоры на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы в этих зонах. По словам Владимира Макарова, с кремлевского «кольца» снимут 803 конструкции (из них 276 расположены на землях, принадлежащих городу, 527 находятся в федеральной или частной собственности). С территории Новодевичьего монастыря предстоит убрать 56 конструкций (22 из которых не являются городскими), а с зоны вокруг Коломенского – 120 щитов и перетяжек.
В московском правительстве осознают трудности избавления исторического центра от рекламы вследствие наличия «разных хозяев» рекламных конструкций, однако уверены, что удастся «всё уладить в досудебном порядке». «Владельцам демонтируемых конструкций предоставят компенсации, в том числе новые рекламные места», – пояснил Владимир Макаров.
Очевидно, что камнем преткновения между чиновниками и рекламодателями будет вопрос компенсации. Действительно, как отметил на заседании мэр Москвы Юрий Лужков, «реклама на Кутузовском проспекте и в спальном районе Южное Бутово – не одно и то же», предложив, «если будут спорные вопросы», свою готовность «рассматривать их у себя».
Мэр поручил создать специальную комиссию, которая будет заниматься вопросами освобождения исторических объектов города от рекламы во главе со своим замом Валерием Виноградовым. Лужков особо подчеркнул, что «в первую очередь надо заниматься крупняками (рекламой большого формата), которые заслоняют всё и вся».
Вся информация (названия учреждений, вывески и пр.) в исторических районах будет создаваться и размещаться в «едином архитектурном стиле и сочетаться с обликом столицы и городской инфраструктурой», отметил Макаров. На строящихся объектах можно будет использовать только сетку с изображением фасадов.
В то же время, по словам Макарова, к вопросу сокращения рекламы нужно подойти обдуманно, поскольку поступления от размещения наружной рекламы – важная статья дохода бюджета Москвы. 276 принадлежащих городу рекламных щитов вблизи Кремля, например, приносят ежегодный доход в размере 95 млн рублей.
Кроме того, городское правительство намерено сокращать объем рекламы на Садовом и Бульварном кольце Москвы и в Замоскворечье. По данным Владимира Макарова, на Садовом уже убрали более 10 квадратных метров рекламных щитов, на Третьем транспортном кольце – 18 квадратных метров. Таким образом, с Садового кольца ушло почти 50% рекламных объявлений. На проспекте Мира, Волоколамском и Можайском шоссе, Бережковской набережной количество рекламы уменьшилось на 20%.
«Любой город мира вправе для себя решать, какой объем рекламы нарушает его историческую или архитектурную ценность, во многих городах логично расположенная реклама не мешает восприятию, – замечает президент российского отделения Международной рекламной ассоциации Борис Еремин. – В этом начинании мэрии есть смысл, однако важно наличие хорошей градостроительной экспертизы».