Наличие больших свободных пространств для строительства заводов, технологические преимущества и низкие издержки производства способствуют тому, что центр мировой автомобильной промышленности перемещается из Северной Америки в Азию и Восточную Европу, сообщает Financial Times.
Снижение спроса на автомобили в Японии и США было с лихвой компенсировано ростом этого спроса на развивающихся рынках
Мировой кредитный кризис, оказавший серьезное негативное влияние на финансовую сферу и мировую торговлю, пока не так сильно ухудшил позиции одного из самых больших потребительских рынков – рынка автомобилей.
Снижение спроса на автомобили в Японии и США было с лихвой компенсировано ростом этого спроса на развивающихся рынках.
General Motors предсказывает, что мировой авторынок вырастет в 2008 году на 3,5% – до 73 млн машин, особенно за счет стремительного роста в Китае, России и Латинской Америке.
Недавнее исследование консалтинговой компании KPMG подтверждает, что автопроизводство в Западной Европе будет находиться в застое, в то время как в Центральной Европе и России будут продолжаться строиться новые автосборочные предприятия.
При этом Россия, которая уже сейчас находится в ряду самых крупных авторынков Европы, в ближайшем времени может стать европейским лидером по продажам легковых автомобилей. Согласно исследованию агентства JD Power, Россия может выйти с четвертого места в прошлом году (после Германии, Италии и Великобритании) на второе месту уже в этом году. Россия сейчас является самым крупным европейским рынком для таких компаний, как Toyota и Nissan.
Рост производства автомобилей также в большой степени обеспечивается развивающимися регионами. Согласно отчету консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, на страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) придется 54% роста производства автомобилей с 2006 по 2011 год, которое составит 12,7 млн единиц. Восточная Европа во главе с Россией станет вторым по величине глобальным участником роста автопромышленности после Китая.
Россия развивается обоими путями – как широкий рынок сбыта автопродукции и как новый крупный производитель.
Одной из последних тенденций на развивающихся рынках стало то, что сборочные заводы в Центральной и Восточной Европе и России стали производить не только готовые автомобили, но и отдельные детали и компоненты.
Некоторые из таких заводов – совместные предприятия между местными фирмами и западными игроками. Это означает, что они могут поставлять подсистемы и компоненты во всем мире, что увеличивает их экономическое значение.
Особенности спроса на развивающихся рынках заставили обратить на них внимание даже американские компании, считающиеся консервативными.
В Центральной и Восточной Европе сейчас растет спрос на продукты, которые нехарактерны для развитых рынков, – небольшие автомобили бюджетного класса.
Исходя из этого, американский Ford позволил своему европейскому подразделению сделать ставку на небольшой автомобиль Fiesta.
General Motors большое внимание уделяет принадлежащему ему Opel, который считается признанным производителем недорогих автомобилей.