Весенний рост цен на хлеб вряд ли связан с дефицитом зерна. Его запасов в российских хранилищах хватает, чтобы удовлетворить потребности страны до нового посевного сезона, утверждает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Скоро ожидается и прибавка переходящих запасов, которая происходит 1 июля каждого года.
Правительство Москвы приняло решение отправить на рынки города 80 тыс. тонн пшеницы, чтобы сдержать рост цен на хлеб
«Если прошлым летом в стране было 8 млн тонн переходящих запасов зерна, то в этом году, как ожидают специалисты, – 10 млн тонн», – приводит он цифры.
Повлиял на рост запасов запрет экспорта зерна. Весной 2007 года из России вывозили 1,5 млн тонн зерна в месяц, сейчас, по данным РЗС, в течение марта вывезено всего 2000 тонн.
«Я уверен, что в течение весны будет стабилизация цен на зерно и даже их снижение», – считает глава РЗС.
С конца апреля и в течение мая начнется зачистка элеваторов для подготовки к следующему урожаю. А он, как говорят аграрии, обещает быть обильным. Соответственно, по мере освобождения хранилищ должен произойти выброс зерна на рынок.
Но пока сельхозпроизводители придерживают зерно, ожидая лучшей конъюнктуры цен, утверждает Злочевский.
«Из-за того, что производители пока не продают зерно, цены на него на внутреннем рынке растут. Это заметно по пшенице и в меньшей степени по ячменю, который дорожает на 15–30 копеек в неделю», – говорит он. По его словам, логистические расходы гораздо больше влияют на цену хлеба, чем стоимость зерна. У пекарей стоимость муки составляет 40% в цене хлеба. В среднем по России килограмм муки стоит 12 рублей, в Москве – чуть больше 10 рублей.
С 1 января на 25% выросли цены на газ, на 14,8% – на транспортные услуги. С 1 апреля вырастет еще на 1% тариф РЖД. Арендная плата и коммунальные платежи занимают в цене хлеба больше 25%.
Сейчас правительство Москвы приняло решение отправить на рынки города 80 тыс. тонн пшеницы, чтобы сдержать рост цен на хлеб. Как утверждают в РЗС, можно поставить и больше. Но мукомолам зерно становится не по карману.
У них сорван план по кредитам: цены на ресурсы выросли, и они не смогли приобрести столько зерна, сколько собирались, поясняет Злочевский. Теперь они работают «с колес», что более рискованно и дорого: приходится нанимать дополнительные вагоны, платить каждый раз по-разному и закладывать новые издержки в цену продукции.
Так что хлеб будет дорожать, считает президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон. Это обусловлено инфляцией. Но динамика этого роста зависит от воли руководителей регионов, а не от стоимости зерна.
«Региональные власти могли бы пойти на снижение арендной платы для хлебопекарей или покрытие части расходов по энергетике за счет бюджета», – утверждает он.
Главное же, по мнению Кацнельсона, пекари должны иметь возможность самим продавать свой товар в розницу. Тогда торговая маржа останется у них, и бизнес станет инвестиционно привлекательным с рентабельностью не в 2–4%, а в 25–30%.
«Пекарям не нужны бюджетные деньги, за которые власти покупают зерно. Нам нужны условия для нормальной работы и документы, которые их закрепляют. Это позволило бы вести гибкую ценовую политику», – говорит глава гильдии.
К слову сказать, в Европе на 10 тыс. жителей полагается 3,5–4 пекарни. В России их 1,3 на то же количество жителей. В Москве – всего 0,23. В стране не более 10% хлебопекарен имеют свои точки сбыта. Из-за сложностей их доступа к земельным и имущественным ресурсам покупатели сталкиваются с серьезными торговыми наценками в магазинах.