Экономика

11 февраля 2008, 14:24

Олег Панов: «Креативность – залог суверенности»

Фото: Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

Олег Панов был одним из тех, кто начинал рекламный бизнес в России. Сегодня, после четырехлетнего перерыва, он вернулся в рекламу, создав агентство Micromegas и провозгласив новый подход к своему делу: «холистический, интуитивный, интегрирующий синтез и анализ, идеализм и прагматизм, образность и логика».

О сути этого подхода и о новой эре в развитии информационного пространства Панов рассказал в эксклюзивном интервью газете ВЗГЛЯД.

– Олег, ваше агентство позиционирует себя как intelligent advertising – «умная реклама». Это потому, что пользуется в своих презентациях такими философскими терминами, как «холистический»?

Чтобы не быть рабами потребления («потребунами»), мы должны иначе строить коммуникацию между собой

– Умные слова мы действительно любим. Хотя в слове «холистический» (целостный, объединяющий) ничего особо сложного, в общем-то, нет. Но дело не только в желании поумничать. Умная реклама – это реклама, «по-умному» соответствующая современным веяниям. Ведь что такое реклама?

– Двигатель торговли!
– Как минимум. Реклама, как и высокие технологии, является неотъемлемой частью культуры – и эволюции культуры. Поэтому перед нами стоит задача, имеющая значение не только для бизнеса, но и для всего общества: принять ту рекламу и те технологии, которые органичны для нашей культуры, и отторгнуть чужеродные, привнесенные элементы.

Реклама – это один из инструментов интеграции в мировую экономику. Она способствует (точнее, должна способствовать) внедрению высоких технологий, росту экономики, развитию культуры потребления. И, как следствие, развитию национального самосознания. Это, если хотите, такой бескровный аналог «маленькой победоносной войны». Добившись успехов на этом направлении, мы получаем серьезные аргументы и для национальной гордости, и для наращивания веса нашей страны в мировых делах.

– Как-то это странно звучит. Где реклама, а где национальная гордость?
– Тогда давайте начнем с начала. Понятно, что про рекламу, как про медицину и политику, все всё знают. Только знание это не совсем соответствует реальности. Реклама – это не просто ролики во славу стиральных порошков, прокладок или автомобилей. Это система перекрестных коммуникаций. Она создает рекламно-информационное пространство, в котором существуют и производители товаров, и потребители, и изготовители рекламного продукта.

И здесь важно понять, что мир за последние годы кардинально изменился. Посмотрите, сколько возникло новых каналов коммуникации. Насколько устарело старое деление по социально-демографическим признакам. Ведь сейчас, чтобы продать большую часть товаров, уже не очень важно, каков уровень доходов потенциального покупателя. Почти все товары доступны большинству.

Поэтому для рекламиста важно скорее не то, сколько у потребителя денег, а в каком настроении он в тот момент, когда ему предлагают товар.

– То есть важно не то, насколько богат потребитель, а то, «сова» он или «жаворонок»?

– И это тоже. Но еще важнее понимать, в каком настроении он в тот момент, когда к нему адресуется реклама. Только что проснулся? Едет на работу? Находится на работе? Вернулся домой?.. Что он намерен делать? Надо исходить из поведенческих моделей. Это и означает быть релевантным: знать, как будет вести себя человек в тот или иной момент. И соответственно выбирать способ влияния на него. Надо понимать, насколько и к чему восприимчив потребитель и насколько предоставляемая информация отвечает его ожиданиям.

– А если вы предлагаете потребителю какой-то новый товар, о котором он ничего не знает? Как узнать, захочет ли человек того, что ему неизвестно?
– Это обратная сторона. И тут вступает в действие интуитивный маркетинг. Именно поэтому мы называем наш подход не только холистическим, но и интуитивным. Мы ищем новые каналы распространения информации. Мы стараемся учитывать новый характер потребления информации, да и вообще потребления.

Я убежден, что для производителя рекламы самое вредное – чувство удовлетворения, чувство уверенности в своем знании потребителя. Мы всегда должны видеть, что стакан наполовину пуст. Мы обязаны все время искать новое.

Понимаете, время строгих пирамид уходит. Большие самоуверенные корпорации, работающие по штампам, наработанным за десятилетия, расползаются. Им все труднее удерживать ситуацию. Они по природе своей не могут быть достаточно гибкими, чтобы откликаться на изменения общества.

– Так что, больших рекламных компаний скоро не станет?

Перед нами стоит задача, имеющая значение не только для бизнеса, но и для всего общества: принять ту рекламу и те технологии, которые органичны для нашей культуры, и отторгнуть чужеродные, привнесенные элементы

– Не станет таких, какие они сейчас. Новые структуры должны будут иметь другую «кристаллическую решетку». Это как графит и алмаз – и то и другое суть разновидности углерода. Но первый – сыпучий и хрупкий, а второй прочен. «Кристаллическая решетка» нового информационного пространства должна быть такой, в которой каждый элемент связан с каждым. Мы называем такую структуру «инфокоммуникационным обществом».

– Звучит громко. А что это значит?
– Это значит, что парадигма общественного развития изменилась. Вчера (то есть лет 20–30 назад) рынки были наводнены продукцией, похожей друг на друга. Происходило копирование ценностной кривой. Чтобы выделиться на этом фоне и требовался «двигатель торговли». Реклама продавала мечту, и потребительство превратилось в потреблятство.

Сейчас так жить нельзя. Общество требует инноваций. Чтобы не быть рабами потребления («потребунами»), мы должны иначе строить коммуникацию между собой. Не через пирамиду, а в плоскости. Причем постоянно предлагая нетривиальные решения.

Приведу характерный пример – изобретение магнитофонов Walkman. Все началось с того, что президент компании Sony, любивший бегать по утрам, поставил перед своей корпорацией задачу: придумать такой магнитофон, который можно было бы брать с собой на утренние пробежки. От работников Sony потребовалось немалое напряжение – и они решили проблему. Сейчас решение кажется очевидным: просто отказались от усилителя (а зачем он нужен, если есть наушники?), – но это сейчас! А тогда от изобретателей потребовался выход за рамки очевидного…

Вот это важнее всего. Чтобы новая модель работала, нужна повышенная креативность. Конечно, нельзя никого научить быть креативным. Это от Бога.

– Талант, как деньги, или есть, или нет…

– Вот именно. Но можно создавать условия, чтобы креативность развивалась. Стимулировать ее. Можно сказать, принуждать быть креативными.

Причем это касается не только и не столько изготовителей рекламы, сколько рекламодателей. Надо преодолевать косность рекламодателя.

Это задача государственного значения. Ведь развитие креативности ведет к росту инфокоммуникационного общества, а такое общество обречено на лидерство.

Можно сказать, что креативность – залог суверенности.

– Получается, что Micromegas замахивается ни много ни мало на настоящую информационную революцию в России. Хватит сил?
– Ну кто-то же должен начинать. А сил хватит. Страна у нас большая и талантливая. Мы еще свезем к себе всех «Каннских львов», вот увидите.

В понедельник, 11 февраля, у Олега Панова юбилей. Газета ВЗГЛЯД поздравляет его и желает творческих и деловых успехов.

Текст: Орест Беляев

Вам может быть интересно

СМИ: Турция прекратила торговые связи с Израилем
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Запад ради воровства вступил в конфликт с миллионами российских избирателей

В ЕС обсуждается вопрос непризнания результатов президентских выборов в России 2024 года в ситуации, когда сами россияне сочли их легитимными. Тем самым Запад не только открыто игнорирует избирательные права граждан РФ, но и создает предпосылки для кражи российских активов, считают эксперты.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

Новости

Эксперт оценил роль Коломойского, Турчинова и Авакова в трагедии 2 мая в Одессе

Многие украинские политики использовали трагедию 2 мая в Одессе для того, чтобы укрепить свои позиции во власти, а некоторые вскоре и вовсе пошли на повышение. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал политолог Владимир Скачко. Ранее глава движения «Другая Украина» Виктор Медведчук назвал виновных в поджоге Дома профсоюзов в Одессе.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

В Киеве сообщили об ударах по складам ВСУ с ракетами Storm Shadow

На Украине зафиксированы удары по складам с дальнобойными западными ракетами Storm Shadow, об этом сообщила экс-нардеп Анна Гопко.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

На Западе назвали возможные действий России в случае изъятия активов

Россия может конфисковать активы иностранных инвесторов, хранящиеся на специальных счетах типа C, в ответ на заморозку западными странами российских активов, сообщили СМИ со ссылкой на экспертов.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

В Германии решили сэкономить на выплатах украинским беженцам

Министр внутренних дел Баварии Йоахим Херрманн предложил изменить механизм выплаты пособий беженцам с Украины, что позволило бы Германии экономить 840 млн евро в год.

Китай обвинил США в расширении военной мощи в космосе

Китай решительно отверг обвинения США в разработке противоспутникового оружия, назвав их ложными и провокационными. Пекин указал, что США сами являются большой угрозой космической безопасности, заявили в МИД КНР, комментируя заявления Пентагона.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?