В ноябре 2008 года Ситибанк провел исследование динамики основных категорий покупок по кредитным картам россиян в предновогодние и праздничные дни. Методология основывается на анализе трат 20 тысяч держателей карт в период новогодних праздников начиная с 2005 года.
Под влиянием текущей экономической ситуации серьезно сократятся покупки в универмагах
Несмотря на то, что рост расходов в некоторых категориях товаров и услуг снизится, в декабре 2008 года все же ожидается рост трат населения на 12% по сравнению со среднемесячным значением за год, говорится в отчете.
В этом году наиболее популярными покупками станут алкоголь и парфюмерия. Они покажут рост в 115% и 110% по сравнению со среднемесячным значением за год и 30% и 15% по сравнению с декабрем 2007 года соответственно.
Вырастут расходы на ювелирные украшения – плюс 65% в декабре по сравнению со среднемесячным показателем и плюс 25% по сравнению с декабрем 2007 года.
Стоит отметить, что расходы на детские игрушки покажут более низкий рост, чем в прошлом году, – 40% к среднемесячному значению за год.
Рост затрат на электронику в декабре прогнозируется на уровне 60% от среднемесячного значения за год. В то же время категорию компьютеров и программного обеспечения наиболее сильно затронуло общее снижение спроса, связанное с финансовым кризисом. По сравнению с декабрем прошлого года ожидается падение на уровне 50%. Предновогодний рост расходов в этой категории составит не более 5–10% по сравнению со средним значением за год.
Под влиянием текущей экономической ситуации серьезно сократятся покупки в универмагах. По прогнозам, предновогодний рост составит 10–15%, а по сравнению с декабрем 2007 будет наблюдаться отрицательная динамика в 10–15%. Любопытно, что мужчины начали сокращать свои расходы в данной категории с сентября, женщины присоединились к ним лишь в прошлом месяце.
Мужчины также сократили расходы на одежду в последние два месяца – на 20% по сравнению с соответствующим периодом в 2007 году. Среди женщин такого сокращения пока не наблюдается.
Рост расходов на средства телекоммуникации (мобильные телефоны и аксессуары) практически прекратится. Траты на спортивные товары и товары для дома в этом году не покажут значительного роста, говорится в отчете Ситибанка.
Нетипичная ситуация складывается в категории туристических поездок. На протяжении трех лет пик продаж туристических путевок и авиабилетов приходился на ноябрь. В этом году увеличения в ноябре не было, а расходы на услуги турагентств упали на 34% по сравнению с прошлым годом.
Однако сокращение спроса не затронуло продукты питания. Перед Новым годом ожидается повышение трат на 35%, на 45% – в январе по сравнению со среднемесячным показателем и на 18% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.
Увеличиваются также расходы на парикмахерские, SPA-салоны и салоны красоты. Ожидается, что рост в декабре составит около 15% по сравнению с прошлым годом и 30% по сравнению со среднемесячным значением за год.