«Мы готовим обращение о том, чтобы на год заморозить взимание выплат по кредитам вместе с процентами. Это касается тех граждан, которые потеряли работу и не в состоянии платить», – цитирует РИА «Новости» первого заместителя секретаря президиума генсовета «Единой России», председателя думского комитета по трудоустройству и соцполитике Андрея Исаева.
Единая Россия» обратится с данным предложением к банковскому сообществу, будет убеждать и оказывать всяческое давление на них
По словам Исаева, представители партии выйдут с соответствующим предложением в ближайшее время. «Единая Россия» обратится с данным предложением к банковскому сообществу, будет убеждать и оказывать всяческое давление на них», – сказал Исаев и выразил уверенность, что «банки это предложение примут».
Действительно, предложение абсолютно логичное. Примерно так действуют и в других странах. К примеру, в США с 90 до 150 дней увеличили время, на которое возможно задерживать выплату очередного ипотечного взноса. И считают, как бы еще оттянуть для потребителей срок выплат.
Единороссовскую инициативу тоже предстоит тщательно просчитать. Сейчас совершенно непонятно, сколько людей потеряют работу в ближайшее время и будут ли вообще большие сокращения. Хотя очевидно, что если увольнения будут, то не в бюджетной сфере – бюджетники имеют на этот счет твердые гарантии от председателя правительства Путина, от государства вообще. Вряд ли стоит ждать больших потерь рабочих мест на производствах – работодатели предпочтут отправлять людей в отпуска и по возможности даже оплачивать простои, так как число квалифицированных специалистов в стране растет медленнее, чем развивается экономика, профессионалов не хватает.
Возможно, больше других пострадают сотрудники финансового сектора. Но как раз они и составляли большую часть получателей кредитов. Эксперты затрудняются прогнозировать, сколько, скажем, из 100 уволенных человек будут одновременно задолжниками банков. Но при неблагоприятном развитии событий ожидается потеря работы у 200 тысяч россиян, причем не самых бедных. Из них до половины могут оказаться должниками.
Сейчас невозможно предположить, о какой в итоге сумме может идти речь. А это очень важно, потому что так или иначе эту выпадающую из банковских доходов сумму будет вынуждено компенсировать государство.
Опрошенные газетой ВЗГЛЯД банкиры доказывают это очень просто. Иначе они будут вынуждены еще поднимать ставки по кредитам не только для физических лиц, но и для бизнеса. Между тем, скажем, кредитные ставки для малого бизнеса уже начинаются от 20–24 процентов годовых, как показал недавний опрос «Деловой России». Иначе говоря – бизнес лишается возможности кредитоваться. Не случайно правительство объявляет о том, что выделит ВЭБу на кредиты малому бизнесу 30 млрд рублей.
Не многим лучше картина в среднем и крупном бизнесе. И государство вынуждено помогать предприятиям кредитоваться. Чтобы не допустить действительно массового закрытия предприятий, чудовищного роста безработицы и прочих «прелестей», включая сильнейший рост цен на импортную продукцию и появление дефицитных товаров.
Но деньги государство берет из Резервного фонда, который формируется в зависимости от мировой цены нефти. В 2009 году будет направлено на финансирование расходов более 1 трлн рублей, а цена на нефть в 2009 году может быть меньше заложенных в бюджет 70 долларов за баррель. Об этом на днях заявил министр финансов Алексей Кудрин на заседании Совета федерации.
Сейчас объем Резервного фонда составляет 3 трлн 586 млрд рублей, а Фонда национального благосостояния – 1,672 трлн рублей. Всего, следовательно, имеем около 5,260 трлн рублей.
То есть приходится считать деньги, так как непонятно, как скоро закончится мировой кризис, на сколько лет надо растянуть запасы.
Кроме того, судя по отчету Банка России, в октябре российская банковская система потеряла 39,3 миллиарда рублей – такого отрицательного показателя не было в стране с 1999 года.
В таких условиях лишать банки законной прибыли нельзя – они просто начнут лопаться, и государству гораздо дороже будет компенсировать потери вкладчикам, плюс оно получит еще десятки тысяч безработных (вместе с их кредитными долгами).
Следовательно, в планах казенных расходов на борьбу с кризисом в 2009 году придется учитывать и деньги на компенсацию банкам потерь от введения моратория на взимание долгов с клиентов. Хотя, конечно, какая-то часть банков сможет позволить себе пойти навстречу должникам, если их будет не слишком много.
Надо, кстати, учесть, что часть убытков банков сформирована как раз из-за просроченных задолженностей. В октябре рост просроченной задолженности по кредитам составил 5,9%.
С другой стороны, и государство, и частные банки заинтересованы в том, чтобы не потерялась в кризисе клиентская база. Поэтому сама идея о замораживании выплат по кредитам на год не вызывает отторжения у финансистов.
«Вопрос в том, как именно ее реализовать, – сказали газете ВЗГЛЯД несколько банкиров. – Если предложат просто «взять под козырек» – это пустой разговор, мы и так всегда ищем возможности помочь клиенту, который по той или иной причине не может вовремя делать взносы. А если речь идет о согласованных совместных действиях с участием государства – все правильно, мы двумя руками за».