Россия в одностороннем порядке расторгла договор с китайской компанией China Petroleum Pipeline Bureau (CPP), участвующей в строительстве участка нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО). Заказчиком строительства нефтепровода выступает государственная компания «Транснефть».
Китайцы не выполняют условия договора, и, судя по всему, других мер воздействия у генподрядчика не нашлось
«Генеральный подрядчик строительства нефтепроводной системы ВСТО – «Краснодарстройтрансгаз-Восток» уведомил администрацию китайской компании СРР о разрыве в одностороннем порядке контракта на проведение работ», – сообщил заместитель гендиректора подразделения СРР по реализации проекта ВСТО Ян Чэншэн.
По его словам, 10 сентября центр управления проектом ВСТО уже приостановил работу СРР. «Мы не видим причин, по которым необходимо было приостанавливать работу нашей компании, – заявил Ян Чэншэн. – По независящим от нас причинам действительно имел место выход из графика». В китайской компании считают, что одностороннее расторжение договора между СРР и российской стороной противоречит международной практике и условиям самого документа.
В то же время Ян Чэншэн признал, что СРР не смогла развернуть работы в полном объеме. Он объяснил это наличием проблем в таможенном оформлении техники для строительства и с получением квот на приезд в Россию 1750 китайских специалистов. Кроме того, китайский представитель отметил сложные геологические условия территории, на которой ведутся работы, создающие дополнительные сложности.
Китайская компания выразила желание продолжить работы. «В настоящее время в Москве проходят консультации, в ходе которых, как мы надеемся, проблема будет решена, и мы продолжим строить нефтепровод», – заявил представитель СРР.
До представителей генподрядчика дозвониться не удалось.
Представитель заказчика вице-президент Транснефти Сергей Григорьев не стал комментировать действия российской стороны, отметив, что данный вопрос – прерогатива генподрядчика –Краснодарстройтрансгаза. Однако он подтвердил – Транснефти известно, что «у Краснодарстройтрансгаза проблемы с китайцами, которые не развернули требуемый фронт работ и не выполнили пока ни одного из требуемых по договору условий».
«Китайцы не выполняют условия договора, и, судя по всему, других мер воздействия у генподрядчика не нашлось», – отметил представитель Транснефти. Он не исключил возможности того, что генподрядчик в дальнейшем будет обходиться своими силами или привлечет других субподрядчиков.
В апреле текущего года было принято решение об участии китайской компании в строительстве участка нефтепровода. Субподрядчик должен был проложить участок в 170 км трубопровода между Тындой и Алданом. В условиях нехватки российских высококвалифицированных рабочих и жестких требований по проекту Транснефть привлекла китайцев.
Бывший президент Транснефти Семен Вайншток сообщал ранее, что если «российские подрядчики не выдерживают цены», которую компания готова платить за эту «сложную, порой опасную работу», то Транснефть вынуждена привлекать китайцев. Все работы китайские строители должны были завершить до 25 октября текущего года.
«Китайской стороне участие в строительстве выгодно, они максимально заинтересованы в проекте, поэтому невыполнение условий по строительству с их стороны весьма странно, – замечает аналитик ИК «Баррель» Анна Анненкова. – Если в дальнейшем встанет альтернатива выбора между китайскими и другими компаниями, при прочих равных условиях предпочтение будет отдаваться иным компаниям».
По ее словам, для Китая невыгодно портить отношения с Россией – китайцы намерены стать монопольными потребителями нефти в регионе, поэтому они приложат усилия для возобновления строительства. «Существует вероятность, что генподрядчик привлечет западных специалистов или попытается обойтись собственными силами. Для России предпочтительнее технологически сложные участки проекта брать на себя, в том числе покупать технологии», – заключила госпожа Анненкова.