Экономика

5 апреля 2007, 12:35

Майкл Роча о том, как человек может стать брендом

Человеком-брендом может стать каждый – если будет много работать и сумеет обаять рекламодателей, уверен управляющий директор лондонской компании Brand Finance Майкл Роча. В преддверии конференции Brandbuilding – 2007 господин Роча рассказал газете ВЗГЛЯД о том, как создать бренд и оценить его эффективность, о знаменитых людях-брендах и об отношении иностранцев к российским торговым маркам.

– Господин Роча, насколько точны оценки брендов? Какие методики используют профессиональные оценщики?
– Существует несколько основных подходов к оценке брендов. Можно оценивать по затратам на создание брендов, по доходам от их использования и в рамках анализа работы конкурентов.

Чтобы создать персональный бренд, человек должен отличаться от других. Может быть, благодаря своему мастерству, достижениям или, например, поведению

Оценка на основе подсчета издержек предполагает анализ затрат, которые производитель несет в процессе создания концепции бренда и его продвижения. То есть оценить бренд можно, подсчитав, сколько нужно вложить денег в создание аналогичной торговой марки. В затраты на создание бренда входят маркетинговые исследования предпочтений потребителей, разработка дизайна торговой марки, создание упаковки с фирменным логотипом, рекламные кампании и другие виды промоушена.

У этой методики есть недостаток: обычно оценка по методу анализа затрат приводит к занижению реальной стоимости бренда. Владелец торговой марки может получать от ее эксплуатации гораздо больше, чем потратил. Мы очень редко используем данную методику.

Второй способ оценки бренда заключается в сравнительном анализе продаж схожих торговых марок. Он тоже не идеален. Бренды по определению уникальны. Поэтому любое сравнение или бесполезно, или требует существенных оговорок. По этой причине такую методику мы тоже используем довольно редко.

Также используется способ оценки бренда на основе будущих доходов компании. Он основан на прогнозировании прибыли и убытков. Эксперты считают, какую премию бренд добавляет к доходам компании.

Аудиторские компании и банки предпочитают метод оценки на основе выплаты роялти. Этой методикой, в частности, пользуемся мы. Допустим, что существуют две фирмы. Одна производит товары или торгует ими. Вторая владеет брендом. Соответственно, первая фирма должна регулярно выплачивать владельцам бренда роялти за использование торговой марки. Сумма роялти рассчитывается на основе данных по объемам продаж. Если компания не только производит товары, но и владеет брендом, она, конечно, не обязана никому платить. Соответственно, стоимость бренда рассчитывается исходя из суммы лицензионных платежей, на которых владельцы торговой марки экономят. Этот метод оценки брендов довольно популярен.

– Сколько стоят ведущие российские бренды?
– Мы оценим наиболее значимые российские бренды и опубликуем результаты немного позднее. Для оценки мы как раз выбрали методику на основе анализа выплат роялти. Этот метод налоговые органы, суды и ведущие аудиторские бюро считают самым адекватным. К тому же оценка может производиться на основе публичной финансовой информации, которая, как правило, находится в открытом доступе.

Стоимость бренда определяется тремя показателями: прибылью, ростом бизнеса и рисками
– Близость к государству дает брендам российских компаний добавочную стоимость?
– Стоимость бренда определяется тремя показателями: прибылью, ростом бизнеса и рисками. Высокая прибыль и стремительный рост в сочетании с отсутствием серьезных рисков для бизнеса повышают стоимость бренда. Низкая прибыль, замедление роста и высокие риски, соответственно, не способствуют развитию торговой марки.

Тесные взаимоотношения между определенными компаниями и государством, конечно, дают дополнительные преимущества в том случае, если это снижает риски и из-за этого растут доходы. Сокращение рисков – главная выгода бизнеса от тесного сотрудничества с государством.

– Какие российские компании, на ваш взгляд, имеют действительно международные бренды?
– Те, которые хорошо известны за пределами России. Например, Аэрофлот и компании нефтегазового сектора. Газпром и ЛУКОЙЛ фигурируют в новостях по всему миру. Аэрофлот улучшил свою репутацию, вкладывая деньги в обновление своего парка самолетов. Но все равно российская компания пока находится позади других известных международных авиаперевозчиков.

– Какова роль человеческого фактора в процессе построения бренда?
– Личностный фактор особенно важен для компаний, работающих в непосредственном контакте с потребителями. Им необходимо завоевать доверие людей. Сотрудники таких компаний олицетворяют бренд. Уровень обслуживания должен соответствовать тому, что компания обещает в своей рекламе. Именно на этом компаниям, работающим на потребительском рынке, нужно сфокусироваться, прежде чем тратить значительные суммы на продвижение своих брендов.

– Харизма корпоративного лидера добавляет стоимости бренду?
– Очень часто для компании действительно полезно иметь харизматичного лидера. Яркий руководитель может повысить стоимость бренда. Такой, например, как владелец корпорации Virgin Ричард Бренсон. Сложно отделить успех бренда Virgin от личности этого человека. Именно Бренсон стоит за достижениями своей компании. Он постоянно разъезжает по миру и укрепляет репутацию Virgin. Добродушный, умный миллиардер. Всегда на публике. Он стал зеркалом своей компании. И хорошо, кстати, экономит на пиаре. Конечно, публичность – это замечательно. Но только до тех пор, пока вы не попадаете на передовицы по ошибочному поводу!

–Как человек становится брендом?
– Нужно напряженно работать. Но этого недостаточно. Чтобы создать персональный бренд, человек должен отличаться от других. Может быть, благодаря своему мастерству, достижениям или, например, поведению. Чтобы персональный бренд стал чего-то стоить, личное обаяние человека должно быть достаточно сильным для привлечения спонсоров. Дэвид Бекхэм – классический пример силы персонального бренда. Бекхэм показал, насколько силен его бренд, когда подписал контракт с La Galaxy. Благодаря ему значительно возросли продажи билетов на матчи Американской лиги.

– Какие примеры успешного построения персонального бренда вы еще помните?
– Очень много примеров из мира спорта. Тайгер Вудс и Accenture. Майкл Джордан и Nike. Дэвид Бекхэм и Adidas, Police (очки) и другие. И, опять же, Ричард Бренсон – великий человек.

– Я недавно в магазине видел банку маринованных огурцов под названием «Путин». Путин тоже бренд?
– Если надпись «Путин» на банке помогает продать больше огурцов, тогда да. Тогда он – бренд. Хотя здесь очень важна юридическая сторона дела. Возникает вопрос – законно ли это.

– Господин Роча, вы один из главных докладчиков международной конференции Brandbuilding – 2007, которая состоится 12–13 апреля в Москве. Какие темы будет затрагивать ваш доклад?
– Доклад озаглавлен «Сколько стоит ваш бренд? Оценка стоимости бренда как инструмент бренд-менеджмента». Он затрагивает следующие моменты: как бренды добавляют ценность компании в глазах акционеров, как анализ ценности бренда может способствовать маркетинговой политике компании, помочь увеличить долю на рынке и доходы в целом. Я был очень впечатлен прошлогодней конференцией.

Текст: Иван Киселев

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?