Трубопроводные проекты, поддерживаемые администрацией Джорджа Буша, рискуют столкнуться с дефицитом сырья. «Остается неясным, имеются ли в достаточном количестве поставки нефти и газа для поддерживаемых США альтернативных маршрутов» – гласит доклад исследовательской службы американского конгресса.
Трубопроводные проекты, поддерживаемые администрацией Джорджа Буша, рискуют столкнуться с дефицитом сырья
В сообщении впервые официально озвучивается информация о том, что «поддерживаемые Россией трубопроводы, похоже, имеют преимущество, потому что для них поставки имеются в обильных количествах и их потенциальная прибыльность делает их соблазнительными даже для центральноевропейских и восточноевропейских государств, которые пытаются уменьшить свою зависимость от России».
Основной причиной, по которой сотрудничество с Россией компаний и государств более выгодно, нежели с США, американские аналитики называют возможность Москвы пригласить партнеров к освоению российских нефтегазовых месторождений.
Напомним, Вашингтон поддерживает два действующих трубопровода: Баку – Тбилиси – Джейхан и Южно-Кавказский газопровод. А также три реализующихся: газопроводы «Набукко», Турция – Греция – Италия и нефтепровод Albanian Macedonian Bulgarian Oil.
«Трубопровод Nabucco является примером политически ангажированного и экономически малоцелесообразного проекта ЕС с целью создать альтернативный путь поставок среднеазиатского газа в обход России», – напоминает аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров.
По словам эксперта, проблемы реализации проекта состоят в том, что участники пытаются проложить трубопровод через довольно нестабильные регионы, в которых не гарантированы необходимые уровни добычи газа.
«С определением сроков начала строительства Прикаспийского газопровода (поддерживаемого Россией. – Ред.) практически похоронена идея транскаспийского аналога, без которого Nabucco вообще теряет смысл, – рассуждает аналитик. – Кроме того, сейчас Туркмения добывает около 70 млрд кубических метров в год, но весь газ идет на Россию, Иран и внутреннее потребление, поэтому говорить о заполнении трубы преждевременно».
По мнению господина Александрова, идентичные трудности имеются и с азербайджанским газом.
С теми же проблемами столкнулся и проект Турция – Греция – Италия, продолжает тему аналитик Собинбанка Михаил Занозин. «Газ для трубопровода должен поставляться из стран Каспийского региона и Ближнего Востока, – отмечает он. – Туркмения, Азербайджан и другие страны Каспия в среднесрочной перспективе не смогут добывать требуемый объем газа, если Казахстан не согласится делать поставки в этом направлении».
Эксперт сомневается, что Астана изменит отношениям с Москвой. «Строительство газопровода для поставок сырья с Ближнего Востока тоже очень сомнительное и рискованное занятие, учитывая отношения Турции и иракских курдов, – отмечает он. – Вероятно, что проект строительства газопровода на близлежащую перспективу не будет реализован, а будущее Европы будет за российскими поставками газа».
Больше шансов на реализацию у нефтепровода Albanian Macedonian Bulgarian Oil считает аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин.
«С учетом последних опасений европейских стран в отношении перебоев в поставках и, как некоторые прибалтийские страны заявляют, «энергетического шантажа» со стороны России шансы реализации проекта возрастают, – говорит он. – Но и в этом случае есть свои проблемы, так как и этот проект трубопровода может столкнуться с недозагрузкой и быть тем самым экономически убыточным из-за ограниченности сырьевой базы для будущего проекта».
Чтобы проект был воплощен, по словам эксперта, американцам предстоит согласовать на политическом уровне все моменты его реализации с транзитными странами и найти сырье по его заполнению.
«Но даже с учетом всех попыток США организовать транзит энергоресурсов в обход России это не будет критично для Москвы, – резюмирует он. – Так как основной объем поставок нефти и газа в настоящее время осуществляется через территорию России и перекрыть такой объем будет крайне сложно и экономически неоправданно».
Основных причин успеха российских проектов две, уверен эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. «Первая – российская сторона ведет переговоры с компаниями, заинтересовывая их, а американцы более опираются на политические дискуссии, – перечисляет он. – Вторая – Россия предлагает будущим партнерам участие в разработке своих нефтегазовых месторождений». Вашингтон же, по мнению эксперта, себе этого позволить не может.
«В его силах предложить военную поддержку, кредиты и статус демократии, – отмечает господин Абзалов. – Но нефтегазовым компаниям этого не нужно, особенно в ситуации обесценивания доллара. Поэтому российские проекты более успешны».