По оценкам экспертов, оборот туристической отрасли в России в 2007 году составит 50 млрд долларов с учетом сопутствующей инфраструктуры.
Россия становится дорогой из-за инфляции, особенно для туристов из долларовых стран
Поток туристов в Россию в 2007 году увеличился по сравнению с прошлым на 10–15%. Иностранцев, которые посетили страну с января по октябрь, оказалось столько же, сколько и за 9 месяцев 2006 года, – 17,3 млн человек, в том числе около 2 миллионов туристов.
Возрос интерес к стране путешественников из Испании – их стало на 50% больше, австрийцев – на 31%, греков – на 27%, бельгийцев и канадцев – на 14%, туристов из Кореи и Нидерландов – на 13%. При этом уменьшилось количество гостей из Китая и Польши. Но зато Россию стали посещать именно туристы, а не продавцы из этих стран.
«Россия становится дорогой из-за инфляции, особенно для туристов из долларовых стран. Однако в основном сократился так называемый коммерческий въезд граждан приграничных государств, а «нормальных» путешественников становится больше», – пояснил на пресс-конференции по итогам развития отрасли в 2007 году глава Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский.
Сами россияне стали путешествовать больше. С января до конца года за границу на отдых выезжало около 10 млн человек – примерно на 20% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Популярностью у них пользуются безвизовые страны – Египет (туда выезжало на 52% больше россиян, чем в 2006 году), Таиланд (на 75%), Турция (на 27%), Вьетнам (на 25%), Хорватия (на 35%). Больше стали ездить в Грецию (на 21%), Испанию (на 29%), Италию (на 35%), Израиль (на 56%) и Чехию (на 20%). Уходящий год был Годом Китая в России, и туристических поездок в КНР стало на четверть больше.
«Объем выездного туризма в России растет, по итогам года аналитики обещают рост на 20%. Это говорит о хорошем экономическом положении и уровне зарплат в России», – прокомментировал глава профильного федерального агентства.
Развивается и внутренний туризм. В этом году 27 млн человек путешествовали по стране. Стоимость такого тура на 14–18 дней стоит 24–26 тыс. рублей – столько же, во сколько с учетом подорожания авиакеросина обходится поездка за границу.
При этом Стржалковский высоко оценил российский сервис. Искушенные соотечественники требуют хорошего обслуживания. В связи с этим развиваются отели и сети управления гостиницами.
«Желающих строить гостиницы больше, чем площадок для строительства. Однако период согласования занимает от двух и более лет. Но даже при таких сроках период окупаемости строительства не меняется – из-за большого спроса», – рассказал чиновник.
Он считает, что через несколько лет российские гостиницы будут конкурентоспособны с любыми другими если не в высшем классе, то уж точно в среднем.
В этом в определенной мере может помочь консолидация туристического бизнеса. Глава федерального агентства заметил, что до этого еще далеко, но укрупнение полезно для бизнеса, оно ведет к повышению устойчивости компаний, понижению цен, притоку инвестиций в отрасль и выработке стандартов обслуживания.
Пока же в стране работает 4125 туроператоров, из которых 2916 в сфере международного туризма и 1209 на внутреннем рынке.
Дополнительным импульсом для развития отрасли становится подготовка к Олимпийским играм 2014 года, в чем заинтересованы и инвесторы. Например, гиганты Газпром, «Интеррос», «Базовый элемент» с общим объемом вложений в 80–90 млрд рублей участвуют в строительстве горнолыжных комплексов и канатных дорог в Краснодарском крае и в строительстве Олимпийской деревни.