После новогодних каникул грядет повторение проблем двухгодичной давности на алкогольном рынке, предупредил на пресс-конференции, посвященной перспективам отрасли, президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин.
С 15–16 января отгрузка алкогольной продукции в розницу может быть приостановлена
«Вновь готовятся изменения ЕГАИС. Сейчас идет разработка новой нормативной базы и переход на новое программное обеспечение. Сколько это займет времени, непонятно. Поэтому с 15–16 января отгрузка алкогольной продукции в розницу может быть приостановлена», – сказал он.
Если вспомнить подобную ситуацию, то с 1 января 2006 года из-за этого заводы простояли три месяца. Затем цены на алкоголь выросли.
Второй заход на повышение цены спиртного произошел 1 июля 2006 из-за сбоя ЕГАИС. Никаких мер на этот случай предусмотрено не было, продукция исчезла из оборота и появилась в торговых точках только в конце августа.
Тогда цены на импортное вино поднялись в 2–3 раза, на водку и российские вина в меньшей степени, но тоже заметно. В таких условиях, пояснили специалисты, за неделю алкогольная продукция дорожает на 5%, а на устранение неполадок в электронной системе уходит не менее полумесяца.
Представитель Московского завода шампанских вин Геннадий Атрахимович заверил, что повышение отпускных цен после нового года не прихоть производителей.
«С 15 января мы цены не увеличим, – пообещал он. – Запасов шампанского хватит до 8 марта. Но с 1 января заводы будут остановлены, потому что компания «Атлас», которая обслуживала отраслевые предприятия, перестанет выпускать акцизные марки, а новая организация еще не внедрила систему кодирования, без которых марки нельзя клеить на бутылки».
Но вино подорожает. Вице-президент Национальной алкогольной ассоциации Вячеслав Албу рассказал, что причина этого кроется в повышении цен на импортное сырье, из которого делают российские напитки.
«Российская винная отрасль обеспечена своим сырьем на треть и импортирует виноматериалы из Испании, Аргентины, Чили и стран ЕС, – пояснил Албу. – В Европе сырье за год подорожало на 40%, а в Латинской Америке – на 20%. После Нового года поступят новые партии импортного вина и материалов. Так что до февраля цены на вино вырастут на 10–20%».
Представители Национальной алкогольной ассоциации заметили, что несколько лет назад возникла идея изменения структуры потребления спиртного в России – чтобы люди стали пить меньше крепких напитков и перешли на легкие. Акциз на вино в 20 раз меньше, чем на пиво, он дает казне всего 1,5 млрд рублей в год, или 5% отчислений от всего оборота алкоголя.
Поэтому эксперты считают, что виноделие можно освободить от жесткого административного пресса, иначе россияне будут продолжать покупать плохое вино по высоким ценам.
Соответствующий законопроект о выводе вина из-под действия закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта» внесен в Госдуму. Это, по мнению Вячеслава Албу, позволит оставить на винном рынке один, но действенный регулятор – деньги покупателей.
Оборот алкогольной продукции в России составляет 30 млрд долларов в год, пива – 40 млрд долларов. По статистике, каждая вторая бутылка водки в стране – контрафактная, доля фальсификата в винном производстве – 3–6%. Есть большие сомнения, что ситуация в ближайшее время изменится. А это значит, что никто не застрахован от плохого спиртного по хорошей цене.