Подорожание авиатоплива в последние месяцы заметили все. По мнению экспертов, это вызвано ноябрьским повышением цен на нефть на мировых рынках.
Несерьезно ожидать благотворительности от авиаперевозчиков. Тарифы будут расти
Теперь, по данным специалистов, аэропорты могут делать запасы топлива в хранилищах только на несколько дней. Денег на большее у них нет. Это угрожает сбоями в работе российских авиакомпаний и создает ажиотаж. Он подогревает рост цен на авиакеросин и, как следствие, на авиабилеты.
Например, в самом крупном отечественном аэропорту Домодедово с 1 декабря цены на топливо выросли на 9,5%, а через неделю – на 10%. В целом же в России в ноябре по сравнению с октябрем цены на авиакеросин выросли на 30%.
«За последние три недели цена на авиакеросин превысила 20 тыс. рублей за тонну, а в московских аэропортах достигла 25 тыс. рублей, как в странах, где вообще нет своей нефти, – отметил президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов на круглом столе, посвященном этой проблеме. – Несерьезно ожидать благотворительности от авиаперевозчиков. Тарифы будут расти».
Туристы уже ощутили это на себе. Из-за предновогоднего скачка цен на авиабилеты туроператоры стали требовать доплат даже у тех, кто уже оплатил свои туры, – в среднем эта сумма составляет 100–120 долларов. А в случае отказа от путевки люди все равно остаются в убытке, сказала вице-президент Ассоциации туроператоров России Евгения Конколь.
«Накануне Нового года рост потока пассажиров увеличивается на 40%. Начинаются массовые проблемы из-за подорожания авиабилетов. Что касается чартерных рейсов, то клиент может отказаться от тура при изменении существенных условий договора, но его обязывают возместить затраты на бронирование отеля и стоимость билетов, если они не будут снова проданы», – говорит Евгения Конколь.
Председатель совета директоров компании «Трансаэро» Александр Плешаков отметил, что в структуре тарифов доля, приходящаяся на топливо, составила в 2007 году 50%. За уходящий год рост цен на билеты на внутренних рейсах в компании составил 15–18%. По его словам, компания дотирует внутренние рейсы за счет перераспределения прибыли.
Но рынок авиаперевозок не только коммерческий, но и социальный. Две трети России – это Сибирь, Дальний Восток и Крайний Север. Там во многих областях нет иного сообщения, кроме воздушного: нет железных дорог, плохо развита сеть автодорог.
Жители отдаленных регионов годами не выезжают за их пределы, чтобы повидаться с близкими, не говоря о путешествиях за границу. Это приводит к оттоку населения с восточной части страны, что угрожает и национальной безопасности.
В связи с этим участники рынка говорят о необходимости государственного контроля, в том числе за счет пересмотра налоговой политики в этой сфере.
«С учетом социальной значимости правительство не должно оставлять вопрос ценообразования без жесткого контроля, – сказал заместитель председателя комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП России Геннадий Шмаль. – В нефтяной отрасли доля налогов достигает 60% (для сравнения, в США – 23%). Так что рычаги для снижения цен у государства есть – за счет снижения налогов. Есть они и у бизнеса».
Референт Департамента реструктуризации транспорта и связи МЭРТ Сергей Смирницкий считает, однако, что договариваться с бизнесом о цене бесполезно.
«Несколько лет назад поставщики замораживали цены на бензин, и вместо того, чтоб упасть, она осталась на том же уровне, затем поползла вверх, – напомнил он. – Сейчас заморозили цены на авиатопливо, это совпало с несколькими авариями на НПЗ, и начался дефицит».
Смирницкий предложил обратиться к правительству за пересмотром цены на нефтепродукты и отделением ее от мировой цены.
В целом же кризис авиакомпаний, считают эксперты, связан и с тем, что они вынуждены работать с монополистами: авиаремонтными заводами, аэропортами, топливно-заправочными комплексами.
По итогам дискуссии участники круглого стола подготовили обращение к председателю правительства России Виктору Зубкову с предложениями по выходу из кризиса.
Среди них – устранение монополизма со стороны служб ГСМ аэропортов и топливно-заправочных комплексов, создание равных условий для работы всех авиакомпаний, предоставление налоговых и иных преференций ВИНК, которые инвестируют в развитие нефтепереработки, выработка единых с мировыми стандартов на авиатопливо, регулирование таможенных ставок на экспорт авиакеросина. Но приведет ли это к снижению цены на билеты – неизвестно.