«Последнюю неделю цены стабилизируются. Они соответствуют темпам роста инфляции в стране», – заявил журналистам в среду Алексей Гордеев.
Надо понимать, что такая политика дает кратковременный эффект и по большому счету негативна для развития экономики
По мнению министра, данная «тема во многом политизирована и многие оппоненты высказываются, не читая соглашения между производителями и ретейлерами и не понимая, что это было действие самого бизнеса без какого-либо давления и участия государства».
С момента начала действия соглашения между российскими производителями и торговыми сетями о заморозке цен на определенные категории продуктов прошло ровно две недели. Соглашение о замораживании цен действует в период с 24 октября 2007 года по 31 января 2008 года и касается 6 видов продовольствия: белый и черный хлеб, подсолнечное масло, яйца, кефир и молоко низкой жирности.
Подписавшие соглашение производители обязались зафиксировать отпускные цены по состоянию на 15 октября. В свою очередь торговые сети снизили торговую наценку на данные продукты до 10%.
Соглашение подписали порядка 20 компаний, в том числе крупнейшие ретейлеры – Metro, «Ашан», «Копейка», Billa, «Мосмарт», Lenta и X5 Retail («Пятерочка» и «Перекресток»). Со стороны производителей – ОАО «Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк» и другие.
Днем раньше Росстат привел данные по инфляции за прошедший месяц. По итогам октября цены выросли на 1,6%. При этом основной вклад в рост цен внесли продовольственные товары, цены на которые выросли на 3,3% за месяц (с начала года – 11,6%).
Для сравнения, в сентябре, по данным Росстата, рост составил 0,8%, а в октябре прошлого года – 0,3%.
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в прожиточный минимум, за прошедший месяц выросла в среднем по стране на 4% (с начала года – 15,8%).
За месяц цены на молочную продукцию выросли на 9,6%, на сливочное масло – на 12,7%, а на подсолнечное – на 26,3%, на сыр – на 23,9%, на яйца – на 20,9%.
«По тем категориям товаров, которые указаны в соглашении, мы придерживаемся зафиксированных цен, – сообщили в пресс-службе сети магазинов «Копейка». – Также мы не поднимаем цены на ряд других социально значимых продуктов. Остальные цены в наших магазинах растут в соответствии с рынком».
Старший аналитик компании «Тройка Диалог» Антон Струченевский отмечает, что заморозка цен имеет не более чем временный эффект. Подписавшие соглашение участники рынка могут компенсировать потери увеличением наценки на другие товары.
Так, представитель «Вимм-Билль-Данн» при подписании соглашения сообщал, что для компенсации будут подняты цены на продукцию премиального сегмента.
Кроме того, вес товаров из указанных в соглашении 6 видов продовольствия в общем объеме продуктов не столь высок и общий рост цен продолжается. По оценке аналитика «Тройки», данные товары составляют от 6 до 8% в минимальной продовольственной корзине. По оценке «Вимм-Билль-Данн», на долю продуктов, фигурирующих в соглашении, приходится около 5% оборота компании.
Заморозка цен далеко не российское ноу-хау. В других странах попытки проводить такую политику на долгосрочной основе приводили к образованию черного рынка, а в краткосрочном периоде расходы перекладывались на другие сегменты.
«Надо понимать, что такая политика дает кратковременный эффект и по большому счету негативна для развития экономики, поскольку дает неправильные сигналы для производителей», – замечает Антон Струченевский.
Любая политика может дать непредсказуемый эффект. Так, укрепление рубля привело к спекулятивному притоку капитала в страну, проводимая в первом полугодии монетарная политика государства повлекла за собой рост инфляции.