По данным опроса ВЦИОМ, более половины россиян – 52% – вынуждены ограничить расходы на продукты питания из-за роста цен.
Более половины россиян вынуждены ограничить расходы на продукты питания из-за роста цен
Треть опрошенных – 34% – отметили, что рост цен на продукты нанесет урон семейному бюджету, но не отразится на их питании. Таковы последствия роста цен на продукты, произошедшего в последние месяцы в стране.
Инфляция в России в октябре составит от 1,2 до 1,6%, тогда как в октябре прошлого года она достигла лишь 0,3%. Об этом говорится в мониторинге текущей ситуации в российской экономике в январе – сентябре 2007 года, опубликованном сегодня на сайте Минэкономразвития.
Минэкономразвития РФ вынуждено было повысить прогноз инфляции в стране в 2007 году до 10,5–11% с прежних 7–8 %. Такая оценка содержится в опубликованной сегодня концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, которую МЭРТ внесло в правительство.
Согласно социологическому опросу ВЦИОМ, 82% россиян оценивают инфляцию в стране как очень высокую, рост цен умеренным назвали 13%, незначительным – 1%, передает РИА «Новости».
По сравнению с прошлым годом увеличилось число респондентов, связывающих причины инфляции с алчностью торговцев и производителей, монополизацией (с 7 до 12%), ввозом импортной продукции (с 2 до 7%).
Уменьшилась доля тех, кто объясняет инфляцию бездействием и безответственностью властей (с 13 до 8%), ростом цен на нефть и другие энергоносители (с 11 до 3%), на бензин (с 8 до 1%), неразвитой экономикой (с 8 до 4%).
Несмотря на все усилия властей по разъяснению, каждый второй опрошенный затрудняется назвать причины инфляции.
Рост потребительских цен с января по октябрь составит 8,9% против 7,5% за первые 10 месяцев 2006 года.
Минимальный набор продуктов питания, по данным МЭРТ, за первые 9 месяцев текущего года стал дороже на 11,3% (в 2006 году – на 5,9%). Рост цен на продукты питания, который в прошлом году был равен нулю, в нынешнем октябре достигнет уже 3–4%.
Наиболее ощутимо для россиян подорожание молочных продуктов и растительного масла – 74 и 82% респондентов фиксируют значительный рост цен на эти виды продуктов. Еще 56% респондентов указывают на существенный рост цен на мясо и мясопродукты, 48–49% – на хлебобулочные изделия, а также крупы и макароны, 41% – на овощи и фрукты.
Считают, что такой рост цен на продукты нельзя было допускать, большинство опрошенных – 75% (от 57% в группе тех, кто относит себя к хорошо материально обеспеченным, до 86% среди плохо обеспеченных). 15% респондентов полагают, что этот рост цен обусловлен объективными причинами, и 5% ссылаются на естественное колебание цен.
Только у 5% респондентов траты на питание составляют менее четверти семейного бюджета. У 29% опрошенных на еду уходит 25–49% доходов. 60% респондентов на питание тратят свыше половины семейного дохода, в том числе у 18% почти все доходы (75% и более) тратятся на еду.
Несмотря на рост цен на продукты, доля, которую составляют траты на продукты в семейном бюджете россиянина, пока не изменилась.