В четверг была названа еще одна компания, которая примет участие в разработке Штокмановского месторождения, – норвежская StatoilHydro. Она станет третьим партнером после Газпрома и Total. Решение о ее вхождении в проект было принято после телефонной беседы президента России Владимира Путина и премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга.
Норвежцы привнесут в проект свой обширный опыт работы в сходных геологических условиях на шельфе северных морей
В сообщении пресс-службы президента отмечается, что этот многосторонний проект означает выход «на новые стратегические рубежи сотрудничества в энергетической сфере». Отмечается, что «российско-норвежское сотрудничество в этом масштабном проекте придаст дополнительный импульс двустороннему взаимодействию и в других областях».
Появление норвежской корпорации в проекте разработки Штокмановского месторождения имеет для нее стратегическую важность. Это месторождение, расположенное на шельфе Баренцева моря, является одним из крупнейших в мире.
Его запасы по категории С1+С2, которые в январе 2006 года утвердила Госкомиссия по запасам полезных ископаемых Минприроды России, составляли 3,7 трлн куб. м газа и более 31 млн тонн газового конденсата.
На первой фазе освоения месторождения ежегодный уровень добычи должен составить 23,7 млрд куб. м природного газа. Начало его поставок по газопроводу запланировано на 2013 год, сжиженного природного газа – на 2014-й.
Норвегия, будучи одним из основных поставщиков углеводородов в страны Европы, без экспансии на внешние рынки быстро может потерять главенствующие позиции. Чтобы это предотвратить, в государстве в начале октября были объединены два крупнейших местных концерна – Statoil и Hydro.
На их базе появилась крупнейшая в мире компания по разработке шельфовых месторождений. Эксперты предрекали, что у объединенного гиганта будет гораздо больше возможностей для получения выгодных контрактов по всему миру.
Прогнозы сбылись – одним из первых проектов новой корпорации станет Штокмановский проект. До недавнего времени работы по освоению месторождения вели Газпром и французская Total.
Корпорации создали компанию специального назначения, которая будет выполнять работы по проектированию, строительству, финансированию и эксплуатации объектов первой фазы месторождения. 75% в этой структуре до прихода в нее StatoilHydro принадлежало Газпрому, 25% – Total.
Теперь долевое участие в проекте изменится. StatoilHydro получит 24%, доля российской газовой монополии снизится до 51%, у Total останется 25%. В норвежской компании пока не раскрывают остальных деталей сделки.
«Нюансы станут известны позднее, после того, как будет достигнуто взаимопонимание с Газпромом», – пояснили газете ВЗГЛЯД в корпорации.
В Газпроме подтверждают, что достигнуто соглашение об участии StatoilHydro в разработке Штокмановского месторождения, но раскрыть подробности отказались.
Пресс-секретарь российского представительства Total Мария Зубкова узнала о появлении StatoilHydro в Штокмановском проекте от газеты ВЗГЛЯД. Прокомментировать перспективы участия норвежского партнера в разработке месторождения она затруднилась.
Участники рынка считают появление StatoilHydro в проекте закономерным.
«Норвежцы привнесут в проект свой обширный опыт работы в сходных геологических условиях на шельфе северных морей, – рассуждает аналитик Financial Bridge Дмитрий Александров. – Но при этом им придется принять долевое участие в затратах. Скорее всего, StatoilHydro, как и Total, поручат участие в первичных работах, содержащих основные риски, – разведка, доразведка, бурение».
Эксперт прогнозирует, что взамен норвежцы получат долю от прибыли компании-разработчика и возможность поставить на баланс соответствующую долю в запасах. Долю StatoilHydro в Штокмановском проекте аналитик оценивает в 4,08 млрд долларов.
С его оценкой в целом согласен аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин.
«Доля StatoilHydro в балансовой стоимости проекта составляет примерно 4–4,5 млрд долларов», – считает он.
Аналитик считает, что вкладом норвежского гиганта станет его богатейший опыт и технологии разработки шельфовых месторождений газа, механизмы транспортировки и обеспечение технологической и экологической безопасности.
«Взамен StatoilHydro отработает механизмы работы над крупным проектом в связке с другими компаниями и получит долевое участие в его прибыли, о размере которой можно будет говорить с появлением технико-экономического обоснования проекта», – резюмирует он.