Сумма, оговоренная Россвязьохранкультурой, больше, чем указано в смете, разработанной РТРС (159,6 млрд), но меньше, чем предлагает Мининформсвязи (357,8 млрд).
Переход на «цифру» – вопрос не чисто технический. Он также социальный, культурный, экономический и в какой-то мере политический
Россвязьохранкультура намерена вынести вопрос на заседание правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Дмитрия Медведева, которая занимается разработкой общефедеральной программы развития цифрового ТВ, уже в ноябре.
Наиболее капиталоемкая часть всех предложенных проектов – это закупки и распространение среди населения специальных приставок-ресиверов, обеспечивающих прием сигналов в новом формате на обычные аналоговые телевизоры. Именно на это предлагается затратить львиную долю бюджетных средств.
На сегодня известны два региона, где новая технология вещания будет внедрена в первую очередь: это Чечня и Ханты-Мансийский АО. Как сказал в ходе последней «прямой линии» президент страны Владимир Путин, отвечая на вопрос «Когда в России будет цифровое телевидение?»: «В некоторых регионах уже вводится. Мы сейчас рассматриваем различные варианты развития телевидения в цифре. Есть разные сценарии, но это не выпадает из поля нашего зрения».
Напомним, что к 2015 году Россия должна полностью отказаться от устаревшего аналогового телевидения и перейти на цифровые технологии, которые позволяют передавать во много раз больше каналов с лучшим качеством. Весной прошлого года была создана специальная правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера Дмитрия Медведева, которой поручено разработать проект федеральной целевой программы по развитию телерадиовещания в России.
Однако задолго до принятия проекта правительством участники рынка телевещания заявили, что федеральная программа не поможет развитию цифрового ТВ. По словам главы Ассоциации кабельного телевидения России Юрия Припачкина, федеральная программа не решает самых важных для отрасли вопросов – не регулирует взаимоотношения между операторами, вещателями, абонентами и обладателями прав.
«Переход от аналогового вещания на цифровое полностью переворачивает всю структуру рынка: в силу вступают другие рекламные законы, законы распространения контента. А у нас правовые вопросы цифровизации не решены, нет единого понимания того, как ее проводить и какое участие в этом должно принять государство», – объяснил г-н Припачкин в интервью РИА «Новости».
Отношение вещателей к переходу на новую технологию в нашей стране мало чем отличается от такового на Западе. Неверно считать, что переход на «цифру» – вопрос чисто технический. Он также социальный, культурный, экономический и в какой-то мере политический. Даже при введении цветного вещания в СССР решения принимались высшим руководством страны.
Цифровое телевидение, как когда-то цветное, во всем мире развивается быстрее, чем предсказывали прогнозы. Какое-то время оно будет существовать параллельно со старым, аналоговым. Европейский союз предполагает прекратить аналоговое вещание в 2012 году, но, например, Финляндия перейдет полностью на «цифру» уже в 2007-м.
При этом внедрение цифрового телевидения на Западе осуществлялось весьма жесткими директивными методами. Назначался срок, когда аналоговое вещание запрещалось. Разумеется, заблаговременно, и все сроки анонсировались более чем за 5 лет до вступления в силу новых «правил игры».
Россия не станет исключением в этом плане. Понятно, что населению придется либо переходить на гибридные модели ТВ-приемников, либо приобретать новые цифровые телевизоры, либо покупать приставки к старым. Самые дешевые приставки китайского производства стоят сегодня порядка 40 долларов, однако в Челябинске отечественной промышленностью созданы свои решения практически той же стоимости, но более высокого качества.
Исследования показывают, что телевизионные приемники население меняет в среднем раз в пять лет, а предполагаемый переходный период, на протяжении которого будет осуществляться одновременно и цифровое, и аналоговое вещание, составит 10 лет.
Цифровая приставка была в прошлом году наиболее популярной покупкой по Интернету и самым распространенным подарком к Рождеству во Франции. Эта страна оказалась, как ни странно, одной из последних в Западной Европе, начавших цифровое вещание. Странно, потому что еще со времен «Конкорда» и скоростных поездов французы привыкли гордиться своими передовыми технологиями.
Года два введение цифрового вещания во Франции сдерживалось искусственно: некоторые телевизионные компании не хотели терять монополию и делиться рекламным рынком. Но после запуска «цифры» в марте 2005 года интерес населения превзошел все ожидания.
Буквально за полгода больше миллиона семей стали принимать 18 цифровых программ. Предполагается, что в 2007 году будет продано более 3 млн приставок (стоимость приставки во Франции сегодня в переводе на наши деньги составляет около 1000 рублей).
Субсидирование вводится во многих странах. Наиболее примечателен итальянский подход. Чтобы стимулировать покупку телевизионных приставок, было выделено 120 млн евро. Причем субсидии выдавались только первым 700 тыс. покупателей.
Что же препятствует развитию цифрового телевидения в России? В первую очередь, правовые аспекты. До сих пор не выдаются лицензии на цифровое телевизионное вещание. До прошлого года выдачу документов блокировало министерство Лесина.
Это вынудило некоторых вещателей уйти в Интернет: благо, лицензий на это не требуется, а широкополосные сети в крупных городах достаточно распространены. Как в нашей стране, так и в мире появилось немало телевизионных каналов, вещающих только во Всемирной паутине, как, например, недавно открытый Russia.RU.
Более того, большинство крупных провайдеров предлагает услугу «ТВ поверх IP» (IPTV), которая позволяет доставлять потребителю очень качественную «картинку», практически не вступая в прения с лицензирующими органами.
Не стоит забывать, что разрешительные органы всегда больше заинтересованы выдать 5 или 10 лицензий на аналоговое вещание, чем одну на цифровое, поскольку одна цифровая полоса «несет» до 6 телевизионных программ.
Самая главная проблема состоит в том, чтобы заставить население приобрести цифровые приемники. На сегодня цифровое телевидение доступно только в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке. Ведутся разговоры о том, что некие инвесторы якобы готовы в виде товарного кредита закупать приемники, бесплатно раздавать населению в регионах и получать абонентскую плату.
Такой опыт имел место в Англии несколько лет назад, однако он полностью провалился. Жадность сгубила: пытались ввести плату за цифровое телевидение и конкурировать с другими платными каналами. В итоге пришлось начинать с начала и предоставлять желающим платные каналы вдобавок к бесплатным. Сейчас в Великобритании продано более 10 млн цифровых приставок.