Mittal Steel выкупил 92% акций своего европейского конкурента Arcelor в рамках поглощения объемом 26 млрд. евро, об этом сообщил глава крупнейшей сталелитейной компании Лакшми Миттал.
Акционерам Arcelor очень не понравилась перспектива того, что Мордашов получит слишком большое влияние в совете директоров
Миттал заявил, что повторно сделает предложение о покупке бумаг Arcelor с 27 июля до 17 августа. Таким образом, владельцы оставшихся 8% акций смогут предъявить бумаги к выкупу по цене 40,4 евро. Обнародование заключительных результатов предложения намечено на 29 августа.
«Я восхищен этим результатом, который является очевидным одобрением стратегической логики и ценности слияния компаний Mittal Steel и Arcelor, сделки, действительно по-настоящему преобразовывающей отрасль. Мы очень взволнованы предстоящей перспективой работы в качестве одной компании и полагаем, что этот сильный вотум доверия от акционеров прокладывает путь к быстрому процессу интеграции, позволяя нам осознать полную выгоду от совместной работы в качестве бесспорного мирового стального лидера», - заявил в связи с этим Лакшми Миттал.
История слияния Arcelor и Mittal Steel длится более пяти месяцев. В течение почти полугода Arcelor сопротивлялась натиску Mittal Steel, которая настаивала на слиянии и получении контрольного пакета акций. Лакшми Митталу не удалось договориться с менеджментом Arcelor, и он планировал начать скупку акций у владельцев бумаг.
От враждебного поглощения Arcelor попыталась защитить российская корпорация «Северсталь». Стороны объявили о достижении договоренности о слиянии компаний 26 мая. Главе Северстали Алексею Мордашову в этом случае переходили 32% акций люксембургского партнера в обмен на 89,6% акций Северстали, акции ряда других металлургических активов плюс денежную премию в размере 1,25 млрд. евро.
Но акционерам Arcelor очень не понравилась перспектива того, что Мордашов получит слишком большое влияние в совете директоров. Российская сторона пошла на уступки и изменила условия, согласившись на блокпакет в новой компании, которой уже придумали название – «Северсталь-Arcelor».
Это не помогло, потому что Mittal Steel также выразил готовность идти на компромисс и по совету американского инвестиционного банка Goldman Sachs согласился на требования Arcelor сохранить менеджмент компании.
В итоге 25 июня совет директоров Arcelor под давлением акционеров принял решение отказаться от слияния с Северсталью в пользу объединения с Mittal Steel за 26 млрд. евро. Акционеры Arcelor 30 июня одобрили это решение. Компания Алексея Мордашова получила от Arcelor 140 млн. евро за разрыв сделки по объединению, а корпорация Миттала увеличит свою долю на мировом рынке стали до 10%.
Денежная компенсация российской компании за разрыв сделки была предусмотрена соглашением о слиянии в том случае, если ее отвергнет более 50% акционеров Arcelor.
Несмотря на то, что акционеры Arcelor мотивируют свой выбор экономической выгодой, в правительстве России придерживаются мнения, что отказ от партнерства с Северсталью вызван политическим противодействием экспансии российского бизнеса на зарубежные рынки. Министр промышленности России Виктор Христенко в связи с этим даже вспоминал о двойных стандартах.
Однако президент Владимир Путин, который одобрил сделку по слиянию европейской компании с Северсталью, позже заявил, что решение Arcelor отказаться от слияния с российской компанией и выбрать в качестве партнера Mittal Steel не связано с некими представлениями об имидже России на Западе.
«Это дело прежде всего акционеров. Говорить о каком-то имидже (России) – нет, я думаю, что здесь не следует. Речь просто о бизнес-интересах. А правильно поступил Arcelor или неправильно, это акционеры, я думаю, поймут спустя несколько лет», - заявил Путин.
Он подчеркнул, что «компания, которая собиралась объединиться с Arcelor, – на 100% частная, а не государственная. Там нет ни одной акции, которая принадлежала бы государству». Президент добавил также, что Северсталь – «достаточно прозрачная, быстро развивающаяся компания, имеющая хорошие партнерские отношения с Arcelor.
При это Путин отметил, что, насколько ему известно, «предложение об объединении исходило прежде всего от самой Arcelor.