Еще 14 сентября 2005 года компания МТС объявила о запуске услуги i-mode, обеспечивающей доступ с мобильного телефона к специальным сайтам информационного и развлекательного содержания. В этом отношении МТС стала одиннадцатым партнером японского оператора сотовой связи NTT DoCoMo, обладающим всеми правами на i-mode.
Другая психология
Наиболее распространена эта услуга в Японии, где этим сервисом пользуются, по разным подсчетам, более 45 млн. пользователей
Абоненты i-mode получают постоянный доступ в Интернет через специальный портал своего оператора мобильной связи, содержащий ссылки на самый разнообразный развлекательный и информационный контент (игры, прогнозы погоды, телефонные справочники, электронные магазины, заказ билетов и т. п.). Кроме просмотров i-mode-сайтов, пользователи i-mode имеют возможность просматривать обычные WAP-сайты.
Главным отличием от других интернет-служб, предоставляемых своим абонентам операторами мобильной связи, в режиме i-mode абоненту достаточно нажать на телефоне кнопку «i», чтобы сразу перейти в каталог ресурсов, разделенный по категориям в соответствии с тематикой (развлечения, спорт, новости и т. д.). Наиболее распространена эта услуга в Японии, где этим сервисом пользуются, по разным подсчетам, более 45 млн. пользователей.
И хотя доступ к сервису может быть осуществлен на всей территории действия GPRS-роуминга МТС, не все абоненты МТС смогли воспользоваться возможностями i-mode. Кнопка «i» есть лишь у моделей NEC №№ 343i, 344i и 411i, Samsung S342i и S410i и LG L342i. В итоге проект оказался мало востребованным. Компания прекратила поддержку сайта, на котором пользователи могли ознакомиться с возможностями услуги, и не разглашает размеров инвестиций в проект.
«Сайт i-mode сейчас не работает, - сообщил газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин. – Мы уже не раз говорили, что недовольны этим проектом. Он бы запущен в сентябре прошлого года и на сегодняшний день им пользуются 100 тыс. человек, что меньше, чем мы планировали. Пока проект мы не закрываем, мы анализируем ситуацию, ведем переговоры с DoCoMo, до сентября текущего года мы определимся, что делать с этой услугой».
По его словам, неудача проекта во многом связана с тем, что на российском рынке телефоны, поддерживающие i-mode, были представлены ограниченным модельным рядом.
«В Японии немного другая психология, а у нас отсутствие на рынке моделей ведущих производителей, таких как Nokia, Siemens и Motorola, привело к тому, что абоненты не спешили воспользоваться услугой i-mode. Телефоны NEC и LG не самые популярные в России, а телефоны Samsung, поддерживающие i-mode, появились уже после запуска этого сервиса», - рассказал Алявдин.
Японцы не имеют компьютеров
Кнопка «i» есть у немногих моделей в числе которых Samsung S342i |
Представители других сетей скептично оценивают маркетинговую политику МТС. «Ограниченный модельный ряд и неэффективная дистрибьюторская политика телефонов, поддерживающих i-mode, – телефоны продавались эксклюзивно в одной сети, что сразу ограничило целевую аудиторию и каналы сбыта, – заведомо сделали проект нерентабельным», - заявил газете ВЗГЛЯД руководитель пресс-службы компании Divizion Очир Манджиков.
По оценке ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, дела у МТС обстоят еще хуже, чем компания пытается представить. «Всего за время действия проекта i-modе в России было продано 42 тыс. телефонов. При этом необязательно, что все купившие эти телефоны пользуются услугами i-modе, многие просто покупали, потому что им нравится модель. Поэтому реально постоянно, а не время от времени, услугой пользуются около 15 тыс. абонентов», - сказал Муртазин газете ВЗГЛЯД.
По мнению аналитика, услуга i-mode в России была обречена на неудачу. «Это услуга мертвая изначально, – уверен эксперт. – Зачем отказываться от своего телефона, покупать другой для того, чтобы получить те же возможности, какие дает WAP. К тому же, чтобы услуга как-то оправдала себя, телефон, поддерживающий i-mode, должен быть дешевле своего GSM-аналога, а эти модели были изначально на 20% дороже, а сейчас еще больше. Плюс еще пользователь должен оплатить саму услугу».
Популярность i-mode в Японии вызвана национальными особенностями страны, завершает свою мысль Муртазин. «У японцев дома нет компьютеров, эта такая специфика страны. Только в последнее время у молодых профессионалов они постепенно появляются. И для того, чтобы просмотреть почту в нерабочее время, они пользовались i-mode. К тому же i-mode появился в Японии раньше, чем WAP в Европе, и он был более упорядочен, проще в эксплуатации, чем WAP 1.1.», – поясняет эксперт.
«А сейчас, с появлением WAP 2.0, i-mode потерял свои преимущества. И в Японии не все владельцы таких телефонов пользуются сервисом, а в Европе эта услуга совсем непопулярна, так что непонятно, на что рассчитывала МТС», - подытожил Муртазин.