Члены палаты связывают возникший дефицит на рынке с последствиями вступления в силу с 1 января 2006 года в силу закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в новой редакции.
Обратиться с данным заявлением нас вынуждают исключительно интересы граждан России
Принятие закона инициировало правительство. «С целью, которая ни у кого не вызовет возражений: борьба с теневым оборотом алкоголя и регулирование алкогольного рынка. Бесспорно, дело нужное, важное и действительно государственное», - говорится в открытом письме Фрадкову.
Но результаты оказались плачевными. «Обратиться с данным заявлением нас вынуждают исключительно интересы граждан России, то есть интересы потребителей, которые вот уже несколько недель видят в магазинах практически пустые полки винных отделов», говорится в письме.
В соответствии с законом новые специальные федеральные акцизные марки на отечественную алкогольную продукцию должны выдаваться с 1 января 2006 года. С этой же даты таможенные органы должны были продавать акцизные марки на импортную продукцию. Новые марки несут исчерпывающую штрихкодовую информацию, которая учитывается Единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС). Эта система призвана отслеживать движение всей алкогольной продукции, как импортной, так и отечественных производителей – от поставщика до магазина.
Но процесс перехода на новую систему учета идет не так, как прогнозировало правительство.
«Новые акцизные марки фактически начали выдаваться только в конце марта, а срок реализации продукции со старыми марками не изменился – 1 июля 2006 года. Иными словами, запасы оптовых и розничных сетей, а также предприятий общепита в одночасье стали нелегальными. Оптовые склады переполнены товаром, ждущим оклейки новыми марками», констатируется в их обращении.
Общественная палата также обращает внимание на то, что «из-за множества технических проблем ЕГАИС не начала полноценную работу, и по прогнозам на ее отладку уйдет еще не менее двух месяцев». «Стоит упрекнуть за нерасторопность и самих операторов рынка, не закупивших или слишком поздно закупивших оборудование для маркировки продукции. Причин, как водится, много, а магазинные полки по-прежнему пусты и, похоже, до осени не заполнятся», делают пессимистичный вывод инициаторы обращения.
Ущерб производителей алкоголя, по подсчетам самих участников рынка, за полтора месяца составил 1 млрд. рублей. Еще 9 млрд. рублей потерял государственный бюджет. «Оптовики называют свои цифры, исчисляемые миллионами и миллионами, ритейлеры и рестораторы – свои. Вместе они складываются в суммы, поражающие не только воображение, но и госбюджет», говорится в открытом письме членов Общественной палаты.
Участники рынка рады поддержке со стороны Общественной палаты. Но инициаторы обращения особо подчеркивают, что «Общественная палата не собирается лоббировать интересы ни производителей алкогольной продукции, ни ее импортеров, ни дистрибьюторов или ритейлеров».
Пресс-секретарь ТПГ «Кристалл» Юлия Тимофеева рассчитывает, что обращения к властям могут способствовать разрешению ситуации. «Это общая позиция отрасли, письма и запросы должны быть услышаны», – сказала Юлия Тимофеева газете ВЗГЛЯД.
Участники рынка производства алкогольной продукции намерены сами принимать меры по разрешению кризиса. По словам Юлии Тимофеевой, ТПГ «Кристалл», «Кристалл-Лефортово», группа компаний «ОСТ», компания «Исток» подготовили письмо на имя президента России, в котором подробно изложены проблемы, с которыми пришлось столкнуться участникам рынка, и просьба оказать содействие в их устранении.
Но на это понадобится еще несколько месяцев. «Ситуация будет провисать все лето, и возможно, что решение появится не раньше, чем в IV квартале», – говорит представитель компании.
Объективных объяснений дефицита алкоголя производители дать не могут. «Может быть, сработал бюрократический механизм, возможно, это своеобразная борьба с пьянством», – недоумевает пресс-секретарь ТПГ «Кристалл». Но тогда участникам алкогольного рынка непонятна лояльность в отношении пивных производителей. «Они прекрасно поживают», - отметила Юлия Тимофеева. Трудности видны только на рынке слабоалкогольных коктейлей, на которые увеличена ставка акциза.
PR-директор группы компаний «ОСТ» Алексей Берестовский не стал говорить об убытках, которые несут участники алкогольного рынка. «Сосчитать потери можно будет только тогда, когда ситуация разрешится, – сказал Алексей Берестовский газете ВЗГЛЯД. – Производства работают, и основная нагрузка по убыткам ложится на торговые организации. Мы пока можем говорить только о недополучении прибыли».
Обращение к властям Берестовский считает адекватным действием. «Бизнес должен реагировать на решения правительства. Если среди властей нет единого органа, который может регулировать ситуацию, отвечать должны представители отрасли», - сказал представитель компании.
А президент Ассоциации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров отмечает, что сейчас «любой человек сталкивается с проблемой дефицита алкоголя, поскольку алкоголь – это остросоциальный продукт». «Введена единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), которая просто зависла и дает сбои. Нигде в мире нет такой системы, а у нас участники рынка просто не знают, как с ней работать. Кризис грозит не только поставщикам импортного алкоголя, но и производителям водки», - предупреждает господин Бухаров.
По мнению Игоря Бухарова, властям следует вывести из-под действия закона вино крепостью до 15 градусов. «Это смогло бы хоть частично снять напряжение на рынке. К тому же основные усилия правительства направлены на контроль крепкого алкоголя, который в основном и выгодно подделывать. Кроме того, мы же хотим переориентировать вкусы населения, чтобы оно больше потребляло вина, а не водки», - отмечает президент Ассоциации рестораторов и отельеров.