Стимулировать развитие медиаиндустрии будут новые технологии беспроводной связи и широкополосный Интернет. По подсчетам аналитиков из аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, расходы потребителей на подключение к онлайновым развлекательным сервисам к 2010 году возрастут более чем в три раза – с 19 млн. до 67 млн. долларов.
Российская индустрия развлечений в 2005 году продемонстрировала самые высокие темпы роста в Европе
«Реализация услуг по цифровым каналам связи, рост экономики в развивающихся странах и усилия правоохранительных органов будут способствовать сокращению влияния медиапиратов на индустрию развлечений», – прогнозируют эксперты PricewaterhouseCoopers в докладе «Мировой рынок развлечений и СМИ: перспективы на 2006–2010 годы».
Резервы роста рекламного рынка аналитики переоценивать не склонны. По мнению авторов доклада, в 2009 году начнется снижение темпов развития рынка рекламы. Аналитики связывают негативные тенденции с «перебоями в росте экономики некоторых стран». На общем фоне замедления развития рекламного рынка будет выделяться сектор Интернета. В сетевую рекламу к 2010 году придет 521 млрд. долларов, уверены в PricewaterhouseCoopers. По итогам 2005 года объем рынка рекламы в Интернете составил 385 млрд. долларов. Таким образом, доля сетевых ресурсов в продажах рекламы достигнет 10%. В 2002 году на Интернет приходилось 3% рекламных бюджетов.
Сейчас главный медиарынок Азии – Япония. Но к 2010 году ее место займет Китай, не сомневаются в PricewaterhouseCoopers. Крупнейшим мировым рынком развлечений останется Америка. Но по темпам роста индустрии США уступят другим государствам. К 2010 году объем американского медиарынка вырастет лишь на 5,6% – до 726 млрд. долларов. «Рост обеспечат продажи видеоигр и развлекательные сервисы в Интернете», – говорится в докладе PwC. А Майкл Келли, партнер PWC по работе на медиарынке, более оптимистичен. Он считает, что новые технологии, в частности DVD нового поколения, обеспечат рывок в американской киноиндустрии.
Российский медиабизнес развивается намного динамичнее. По итогам 2005 года совокупный доход индустрии развлечений и СМИ в России вырос на 23,5% по сравнению с 2004 годом – до 16,6 млрд. долларов. По подсчетам аналитиков, до 2010 года темпы роста останутся на уровне 15,7%. А рынок за эти годы вырастет до 34,5 млрд. долларов. Российская индустрия развлечений в 2005 году продемонстрировала самые высокие темпы роста в Европе, а в мировом масштабе уступила только Китаю.
Мировая тенденция – приоритет Интернета в медиапространстве – постепенно становится заметной и в России. В 2005 году в стране насчитывалось 16 млн. домохозяйств, имеющих доступ в Интернет, а к 2010 году их количество, по подсчетам экспертов, составит 30 млн. Однако развитию рынка развлечений в Рунете мешает то, что на широкополосные каналы в России в 2005 году приходилось около 8% подключений. Впрочем, в 2006 году их количество должно удвоиться и составить 2,5 млн.
Затраты населения России на доступ к Сети составили в прошлом году 3,8 млрд. долларов и к 2010 году увеличатся до 8,9 млрд. долларов. Объем рынка интернет-рекламы составил 51 млн. долларов. Эксперты PricewaterhouseCoopers прогнозируют рост рынка до 156 млн. долларов к 2010 году.
Другие сегменты российского медиарынка также бурно развиваются. Иногда динамика противоречит мировым тенденциям. В частности, вопреки падению тиражей ежедневных газет в Европе и Америке общероссийский тираж вырос в 2005 году на 3% – до 3,4 млн. экземпляров. За год на покупку газет в России было потрачено 469 млн. долларов – на 15% больше, чем в 2004 году. В PricewaterhouseCoopers cчитают, что в дальнейшем темп роста цен на газеты будет существенно опережать рост тиражей. Доходы ежедневных газет от рекламы выросли на 16,3% – до 599 млн. долларов.
Рекламодатели активно скупают площади и на страницах журналов. Доходы от рекламы в этом секторе также растут быстро. В 2005 году объем размещенной в журналах рекламы достиг 600 млн. долларов – на 25,5% больше, чем в 2004 году. Но рост выручки от продаж составил всего 5,2% и в ближайшие пять лет не превысит 5%. Выручка от продажи журналов в 2005 году достигла 262 млн. долларов, что не составляет даже половины от рекламных доходов.
Объем российского рынка телевизионной рекламы в 2005 году составил 1,9 млрд. долларов. Это на 33% больше, чем в 2004 году. К 2010 году, по прогнозам экспертов PwC, рынок вырастет до 4,8 млрд. долларов.
Отечественный рынок наружной рекламы вошел в тройку лидеров среди стран Европы. Первое и второе места заняли Великобритания и Франция соответственно. В PricewaterhouseCoopers ожидают, что в 2006 году его объем вырастет еще на 27% и составит 1,27 млрд. долларов против 1 млрд. долларов в 2005 году. По данным экспертов, рынок рекламы на российских радиостанциях в 2006 году должен выйти на первое место в Центральной и Восточной Европе. В 2005 году объем этого рынка составил 283 млн. долларов.